Leave a comment

ustnikita March 23 2015, 22:05:19 UTC
Какое расчеловечивание, Вы о чём? Во что именно, по-Вашему, Филонов пытался выхолостить человека? В тварь бессловесную, безжалостного хищника или бездушный автомат? Я в его картинах, включая названные, не прослеживаю никаких поползновений в перечисленных направлениях. На тот момент вообще никому не было ясно, как соотнесутся в новом человеке кипение вековых страстей и "неустанный гул машины". Одни, как Дзига Вертов на первых порах (см. его манифест "Мы" 1922 года), мечтали породнить человека с механизмом, снабдив его безошибочной выверенностью движений в противовес "ковыряющемуся гражданину" прошлого. Другие, напротив, говорили о раскрепощении всех сил, страстей и способностей, какие только найдутся в доселе очастиченном и угнетённом человеке. Истина, выявившись в реалиях отдельно взятой страны, как иногда случается, оказалась ближе к жизни и прозаичнее на вид. Новый человек так или иначе состоялся, пусть и в обход всех восторженных предвосхищений авангардистов, живших в преддверии мировой революции. А пока надежда на таковую всё ещё питала молодую Советскую республику, каждый художник силился уточнить вырисовывающийся вдали силуэт нового человека. В соответствии с наличными возможностями своего "интеллектуального зрения". Нужно всё-таки понимать отличие тогдашних предчувствий от либеральных глумлений дня сегодняшнего, когда на горизонте вместо нового человека начинает маячить что-то другое, исключающее человечность как таковую. Филонов отличается от Гельмана в той же мере, в какой кропотливо возводимое (или уже возведённое) здание отличается от безжалостно разрушаемого (или уже разрушенного).

При желании везде и всюду можно найти всемирный (или местечковый) заговор против устоев человечности. Так, мой приятель назвал "Купание красного коня" Петрова-Водкина, цитирую, "метафизическим арт-порно с элементами зоофилии".

P.S. Что касается Тарковского (Вы о младшем, я правильно понял?). Мне не кажется, что его вероятный антисоветский настрой должен служить меткой прокажённого. Всеохватность случившегося в конечном счёте предательства девальвирует клеймо антисоветчика. Был на свете, к примеру, Михаил Ромм - учитель Тарковского и не только, пятикратный лауреат Сталинской премии и один из моих любимейших кинорежиссёров. Трудно найти художника, глубже укоренённого в советской почве. Однако ж это не помешало ему выступить в авангарде хрущёвской десталинизации. Кстати, многие небезосновательно считают фильм "Обыкновенный фашизм" подспудно "антитоталитарным", а не сугубо антифашистским. И это только один из самых красноречивых примеров. Если мы начнём поимённо обсуждать идеологические предпочтения творческой элиты, то это окажется слишком не в нашу пользу. Боюсь, тогда останется только припечатать от безысходности интеллигенцию по ленинской методе, ни на йоту не продвинувшись в построении неосоветского дискурса. Вы можете не отходя от кассы назвать человек пять-десять её известных представителей, сохранивших верность советским идеалам по ту сторону пережитой катастрофы? Среди тех же кинематографистов я навскидку припомнаю лишь Бортко и Меньшова.

Reply

magis_amica March 23 2015, 22:17:57 UTC
Ужасно. Вы не видите очевидного. Вот у вас перед глазами факт: мерзкие, тошнотворные образы Филонова, которые в своей антигуманистической сущности не отличимы от образов современного постмодернизма. А вы смотрите - и не видите. Я в шоке.

Reply

ustnikita March 23 2015, 22:47:48 UTC
Я лично до глубины души возмутившие Вас образы не считаю ни прекрасными, ни тошнотворными. Но даже тошнотворность, будучи признана как эстетический факт, не всегда с непреложностью перетекает в воинствующий антигуманизм. Посему я вторично прошу Вас пояснить механику античеловеческого перерождения, происходящего на обсуждаемых полотнах. Кем конкретно Филонов заменяет или стремится заменить человека? Каким зверем из бездны? Если для Вас это вопрос очевидности - назовите, не бойтесь.

Reply

magis_amica March 24 2015, 06:27:28 UTC
"Кем конкретно Филонов заменяет или стремится заменить человека? Каким зверем из бездны?"

Разве расчеловечивание обязательно предполагает замену? Вы упорно пытаетесь увести разговор в сторону.

Давайте вернемся к исходной точке нашего диалога. Автор блога возмущен тем, что Зюганов не противопоставил современной антикультуре ряд деятелей искусства, куда он включил и Филонова. Я говорю, что не вижу разницы между современными постмодернистскими картинами и филоновскими. И там и там мы находим уродливо искаженные образы людей, выражающие идею дегуманизации человека. Вы со мной не согласны и считаете, что картины Филонова несут некое позитивное начало. Не могли бы вы объяснить, что это за начало? Пожалуйста, в 1-2 предложениях.

Reply

ustnikita March 24 2015, 17:32:33 UTC
Какую из картин под обобщённым названием "Мужчина и женщина" Вы имеете в виду? Если самую первую графическую работу 1912 года, где мужчина протягивает пучок загребущих ручищ в направлении беззащитной женщины, то она вполне могла бы стать говорящей за себя иллюстрацией к трудам Клары Цеткин или Надежды Крупской по женскому вопросу. В одноимённом акварельном полотне, написанном чуть позже, изображена бесовская пляска двух первоначал - опять же блестящая попытка проиллюстрировать зловещее союзничество Эроса и Танатоса (у критиков встречал догадку о "последней в мире любви"). Ну а если говорить о самом известном полотне из этого ряда, которое скорее всего Вас и задело - на нём мужчина и женщина уже не столько танцуют, сколько из последних сил пытаются найти друг друга в мире опрокинутых идентичностей, сами почти что выродившись до бесполости. Чем, в свою очередь, не камень в огород современного Запада?

А если говорить о стиле в целом... Так искусно утрировать законы телесной механики можно только будучи доскональным знатоком анатомии, коим Филонов, собственно, и являлся. Чего не скажешь о современных постмодернистах - они просто невпопад деформируют подручный материал в попытках прикрыть получившимся уродством осточертевшую им реальность.

Reply

magis_amica March 24 2015, 18:20:44 UTC
Я так и не поняла, что в этом позитивного. Ну, ладно, вы и сами не знаете. Вопрос снимаю.

Reply

ustnikita March 24 2015, 19:42:33 UTC
Дело не в позитиве как самоцели, а в праве искусства, в том числе и советского, на постановку пресловутых "проклятых вопросов". Хоть в капиталистическом окружении, хоть в гипотетическом "царстве свободы". Смерть, как минимум, никуда не денется даже с наступлением всеобщего благоденствия. Если, конечно, когда-нибудь не состоится научное воскрешение усопших по Николаю Фёдорову. Стало быть, любой серьёзный художник всегда должен будет выстраивать отношения с гибельным вызовом небытия. Ни в коем случае не очаровываясь видом разверстой перед ним бездны, но и не испытывая иллюзий по поводу её действительной глубины. Творец прежде всего согласовывает жизнь с "грозящим завтра нулём" и этим создаёт условия для её продолжения. А те, кто сводят задачи искусства к непрерывному производству позитива, незаметно для самих себя вторят тем, кто не видит жизни дальше бытового комфорта. Хотим, дескать, нор-р-рмального искусства, без всяких интеллигентских выкрутасов! Не выйдет. Тем более что вскорости отношения с инферно придётся выяснять всем без исключения, а не одним одиноким мечтателям. Дай Бог не лицом к лицу. Последние времена на носу, чего уж там.

Reply

magis_amica March 24 2015, 19:48:46 UTC
Я устала от вашего словоблудия.

Reply

ustnikita March 24 2015, 20:11:31 UTC
Жаль. Как бы то ни было, я вижу, что Вы человек советской закалки, посему возникшее между нами недопонимание для меня прискорбно.

Reply

magis_amica March 24 2015, 20:24:28 UTC
А я вижу, что либерализм вам проел мозг.

Reply

ustnikita March 24 2015, 21:57:28 UTC
В первый раз в жизни обнаруживаю себя в либеральном лагере. Спасибо, что открыли мне глаза.

А если серьёзно, то я стою лишь за полноту художественного освоения бытия. За жизнь и творчество "со всеми почёсываниями", как говорил герой Достоевского, а не за "одно только извлечение квадратного корня". Это не значит, что художнику всё позволено, понимаете? Поверьте, моя система творческих табу, быть может, тоже не менее жёсткая, чем Ваша.

Reply

magis_amica March 24 2015, 22:25:12 UTC
Патриарх Кирилл: "Читая тексты, мы создаем образ в своем сознании - яркий, убедительный, захватывающий, волнующий душу - мы становимся соавторами. И в этом заключается непреходящее огромное значение художественной литературы. И чем сильнее образ, который создается, тем значительней личность писателя, тем значительней его вклад в литературу. Но это эстетическая сторона художественного творчества. А есть и существенная сторона. Ведь могут создаваться яркие художественные образы, разрушающие нравственную природу человека. И чем ярче, тем страшнее. Поэтому важным является не только внешняя эстетическая сторона литературы - слов, сравнений, образов, но и содержание. И здесь самым главным критерием в определении величия писателя является понимание того, что происходит в душе человека после прочтения художественного текста: он становится лучше или хуже, его душа поднимается к небу или распластывается над землей, он возвышает свой дух или разрушает его, приближаясь к образу животного бытия".

"Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, когда она приближает человека к высшим ценностям, когда она вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. И литература, как и культура, перестают быть литературой и культурой, когда они возбуждают низменные страсти, когда разрушают нравственную природу человека. Тогда мы говорим, что это не культура, а псевдокультура или даже антикультура".

Reply

ustnikita March 25 2015, 17:36:56 UTC
Искусство должно не только распахивать перед нами духовные высоты, но и предупреждать о подстерегающих внизу безднах. Конечно, лишившись возможности смотреть наверх, человек от безысходности влюбится в инфернальные глубины и сольётся с ними в непоправимом единстве, тут спору нет. Но и безоглядная устремлённость ввысь рано или поздно вынудит нас споткнуться о пустячный камешек и сорваться в пропасть.

Reply

magis_amica March 25 2015, 19:45:36 UTC
Посмотрите на картину "Девушка с цветком" и скажите честно, какова филоновская идея о человеке. Расскажите о вашем личном восприятии.

Reply

ilya_yu March 25 2015, 01:30:00 UTC
Да-да, у каждого, кто, в отличие от вас, может отличить авангард от постмодерна, с мозгом проблемы.

Reply

magis_amica March 25 2015, 01:34:34 UTC
В чем ценностное различие между современным постмодерном и Филоновым? Авангард вообще-то разный был. Ну, это я так, между прочим.

Reply


Leave a comment

Up