Leave a comment

ustnikita March 24 2015, 19:42:33 UTC
Дело не в позитиве как самоцели, а в праве искусства, в том числе и советского, на постановку пресловутых "проклятых вопросов". Хоть в капиталистическом окружении, хоть в гипотетическом "царстве свободы". Смерть, как минимум, никуда не денется даже с наступлением всеобщего благоденствия. Если, конечно, когда-нибудь не состоится научное воскрешение усопших по Николаю Фёдорову. Стало быть, любой серьёзный художник всегда должен будет выстраивать отношения с гибельным вызовом небытия. Ни в коем случае не очаровываясь видом разверстой перед ним бездны, но и не испытывая иллюзий по поводу её действительной глубины. Творец прежде всего согласовывает жизнь с "грозящим завтра нулём" и этим создаёт условия для её продолжения. А те, кто сводят задачи искусства к непрерывному производству позитива, незаметно для самих себя вторят тем, кто не видит жизни дальше бытового комфорта. Хотим, дескать, нор-р-рмального искусства, без всяких интеллигентских выкрутасов! Не выйдет. Тем более что вскорости отношения с инферно придётся выяснять всем без исключения, а не одним одиноким мечтателям. Дай Бог не лицом к лицу. Последние времена на носу, чего уж там.

Reply

magis_amica March 24 2015, 19:48:46 UTC
Я устала от вашего словоблудия.

Reply

ustnikita March 24 2015, 20:11:31 UTC
Жаль. Как бы то ни было, я вижу, что Вы человек советской закалки, посему возникшее между нами недопонимание для меня прискорбно.

Reply

magis_amica March 24 2015, 20:24:28 UTC
А я вижу, что либерализм вам проел мозг.

Reply

ustnikita March 24 2015, 21:57:28 UTC
В первый раз в жизни обнаруживаю себя в либеральном лагере. Спасибо, что открыли мне глаза.

А если серьёзно, то я стою лишь за полноту художественного освоения бытия. За жизнь и творчество "со всеми почёсываниями", как говорил герой Достоевского, а не за "одно только извлечение квадратного корня". Это не значит, что художнику всё позволено, понимаете? Поверьте, моя система творческих табу, быть может, тоже не менее жёсткая, чем Ваша.

Reply

magis_amica March 24 2015, 22:25:12 UTC
Патриарх Кирилл: "Читая тексты, мы создаем образ в своем сознании - яркий, убедительный, захватывающий, волнующий душу - мы становимся соавторами. И в этом заключается непреходящее огромное значение художественной литературы. И чем сильнее образ, который создается, тем значительней личность писателя, тем значительней его вклад в литературу. Но это эстетическая сторона художественного творчества. А есть и существенная сторона. Ведь могут создаваться яркие художественные образы, разрушающие нравственную природу человека. И чем ярче, тем страшнее. Поэтому важным является не только внешняя эстетическая сторона литературы - слов, сравнений, образов, но и содержание. И здесь самым главным критерием в определении величия писателя является понимание того, что происходит в душе человека после прочтения художественного текста: он становится лучше или хуже, его душа поднимается к небу или распластывается над землей, он возвышает свой дух или разрушает его, приближаясь к образу животного бытия".

"Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, когда она приближает человека к высшим ценностям, когда она вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. И литература, как и культура, перестают быть литературой и культурой, когда они возбуждают низменные страсти, когда разрушают нравственную природу человека. Тогда мы говорим, что это не культура, а псевдокультура или даже антикультура".

Reply

ustnikita March 25 2015, 17:36:56 UTC
Искусство должно не только распахивать перед нами духовные высоты, но и предупреждать о подстерегающих внизу безднах. Конечно, лишившись возможности смотреть наверх, человек от безысходности влюбится в инфернальные глубины и сольётся с ними в непоправимом единстве, тут спору нет. Но и безоглядная устремлённость ввысь рано или поздно вынудит нас споткнуться о пустячный камешек и сорваться в пропасть.

Reply

magis_amica March 25 2015, 19:45:36 UTC
Посмотрите на картину "Девушка с цветком" и скажите честно, какова филоновская идея о человеке. Расскажите о вашем личном восприятии.

Reply

ilya_yu March 25 2015, 01:30:00 UTC
Да-да, у каждого, кто, в отличие от вас, может отличить авангард от постмодерна, с мозгом проблемы.

Reply

magis_amica March 25 2015, 01:34:34 UTC
В чем ценностное различие между современным постмодерном и Филоновым? Авангард вообще-то разный был. Ну, это я так, между прочим.

Reply

ilya_yu March 25 2015, 01:42:49 UTC
Вы о Филонове хоть что-то знаете? Мне Вам не хочется ничего объяснять, потому что вы ленивы и нелюбопытны, но - пусть это будет не вам! Начнем с того, что Филонов абсолютно серьезен, последователен в своем творчестве (в том числе совершенно серьезен в обнажении ужаса бытия). Далее, он одержим мечтой - преодолением распада, собиранием всех частей и частиц мира в бесконечные грандиозные системы. Наконец, он осуществляет некое квазирелигиозное служение своему идеалу. Добавлю, что эстетически любого авангардиста от постмодерниста отличает установка на создание новых языков и оптик, в то время как постмодернист занять деконструированием и ремонтажом старых. Короче, Филонов от постмодернизма отличается всем.

Reply

magis_amica March 25 2015, 01:49:35 UTC
Меня умиляет ваш интеллигентский снобизм. Попробуйте на несколько минут забыть все, что вы прочитали о Филонове, и посмотрите на его картины так, как будто видите их впервые. Пусть каждая картина говорит сама за себя.

Reply

ilya_yu March 25 2015, 02:11:03 UTC
А меня ваша псевдопролетарская опрощенность даже не умиляет. Картина и говорит за себя, только надо учиться эстетическим языкам.

Reply

magis_amica March 25 2015, 02:22:14 UTC
Да не вижу я у себя опрощенности :( Ну ладно, вам виднее:) Скоро в Шариковы запишете)))

Reply

magis_amica March 25 2015, 02:46:59 UTC
Просмеялась. Добавлю, пожалуй. Великое (или хотя бы выдающееся) произведение искусства воздействует само по себе, даже на неподготовленного зрителя. Помню, как в детстве в учебнике истории увидела фотографию Ники Самофракийской и была заворожена ее красотой. Если это настоящее искусство, оно воздействует, преодолевая пространство и время, культурные и эстетические различия. Почему очаровывает критская живопись? Почему притягивает взгляд непонятная и чуждая "архаическая улыбка" древнегреческих статуй? Наверное, потому, что эти художники пытались воплотить идеал человеческой красоты, и в этом гуманистичность их искусства. И вот об этом искусстве мне хочется знать больше. А Филонов, лишающий человека его образа, мне противен до тошноты. Мне физически и психологически трудно вынести созерцание его творений. И тем более не хочется изучать их "эстетический язык".

Reply


Leave a comment

Up