Ренессанс. Часть I.

Jun 21, 2012 17:22



Non mi legga, chi non e matematico nelli mia princip

Leonardo da Vinci

В отношении Ренессанса существуют два заблуждения, первое из которых состоит в убеждении, что Ренессанс - исключительно европейское явление, а второе заключается в резком противопоставлении европейского Ренессанса эпохе Средневековья. Эти заблуждения, происходящие отчасти от ( Read more... )

Ренессанс

Leave a comment

Comments 68

edelberte June 25 2012, 06:12:37 UTC
Гм... "У вас нет доступа к данной записи." Так что, возможно, я прочитала только самое начало. Но по этому началу - категорически не согласна по всем пунктам. Возрождение в его специфических чертах - это именно чисто европейское явление. Ссылки на китайцев неубедительны:всякого рода возвраты и обращения к духу прежних эпох можно найти где угодно и какие угодно. Одно из отличий европейского Возрождения от многочисленных китайских, японских, индийских очевидно: это обращение к прошлому другой культуры и другой религии. Есть и другие, более важные, но говорить о них можно, только определив сначала, что такое Возрождение, его сущностные черты, а вы, по-моему, излишне расширяете это понятие, делая его совершенно неконкретным.

Reply

illiquidum June 25 2012, 06:29:43 UTC
Ссылка "читать далее" ведёт ко второй части.

Я знал, что Вы не согласитесь. Но что столь резко... По всем пунктам... А ведь я не высказал ничего особенно оригинального. Это мнение известных специалистов по этому вопросу. Предвижу, что вторая часть вызовет ещё большее неприятие. Она, впрочем ещё корректируется.

"Возрождение в его специфических чертах - это именно чисто европейское явление." - Сформулируйте эти специфические черты. Если речь идёт о развитии наук, - то Вы и сами заметили, что китайцы науки развивали. Но если речь идёт о гуманизме (о чём Вы до сих пор не говорили), то и в Китае VIII века он имел место. Прошу Вас, сформулировать те специфические черты, которые делают Ренессанс исключительно европейским явлением.

Reply

edelberte June 25 2012, 06:31:16 UTC
Вот из гуманизм?

Reply

illiquidum June 25 2012, 06:41:13 UTC
Широкое, равное и свободное чувство человечности - верный признак Гуманизма.

Теперь Вы, пожалуйста, по поводу неповторимости европейского Ренессанса.

Понятно, что сказанное мной о гуманизме может не рассматриваться как строгое определение. Это лишь основа определения, которую следует рассматривать в контексте всевозможных примеров и уточнений.

Я решил сейчас раскрыть для Вас вторую часть моей компилятивной по большей части статьи. Кое-что мне хотелось выправить в ней, но ладно. Оставлю за собой право на последующее редактирование, в том числе и с учётом замечаний. Естественно, со ссылками на эти замечания.

Reply


ninaofterdingen June 27 2012, 06:22:18 UTC
Я и в самом деле тут ни с чем не согласна, разве что с тем, что в представлении наших современников Ренессанс есть явление антихристианское. Он таков в представлении всех, кто занимался этой эпохой, равно как и в представлении деятелей эпохи. Вообще по этому историческому периоду у нас с вами примерно одинаковые знания, но совершенно разное к ним отношение. Например, никто не спорит, что в Возрождение появилось множество сект гностического толка, но вы считаете это признаком христианизации культуры, а я наоборот. Мы уже несколько раз констатировали эту разницу, и к этому финалу приходят все наши разговоры ( ... )

Reply

illiquidum June 27 2012, 09:45:00 UTC
Нина, мы должны с Вами определиться в отношении исторических эпох. В моём представлении между эпохами нет чёткой границы. Историческая картина в период смены эпох характеризуется слоистостью. Есть слои, принадлежащие старой эпохе, они истончаются и исчезают; есть слои, принадлежащие новой эпохе - сначала тонкие, они затем расширяются и захватывают всё историческое пространство.
Я выделяю Ренессанс IV-VI веков, не относя сюда Реформации. Начало Ренессанся я увязываю (грубовато говоря) с появлением концепции поворота истории после Петрарки, а конец теряется в XVI в. Реформация - отдельная песнь. Например, Д.Бруно - это представитель Ренессанса, но его нельзя отнести к Реформации.

Reply

ninaofterdingen June 27 2012, 10:06:27 UTC
А как вы называете тот период, проявлениями которого являются и Ренессанс и Реформация?

Reply

illiquidum June 27 2012, 10:53:50 UTC
Наверное, его надо назвать переходным. А как ещё?

Reply


ninaofterdingen June 27 2012, 06:31:47 UTC
Я даже готова начать первой. Я не считаю, что Возрождение и интерес к древности - синонимы. Я писала об этом здесь
http://ninaofterdingen.livejournal.com/270348.html
Я не считаю синонимами Возрождение и интерес к специфически греко-римской древности, что уж говорить об интересе к корням своей собственной и совсем чужой культуры. Когда китаец интересуется китайской древностью, это не проявление титанизма Возрождения, это нормальное явление, естественное для любой живой цивилизации.

Reply

illiquidum June 27 2012, 08:50:03 UTC
"Я не считаю, что Возрождение и интерес к древности - синонимы."

Нина, я тоже не считаю, что "Возрождение и интерес к древности - синонимы." Вы-то прочитали вторую часть этой статьи? Во второй части статьи - главное, что касается характеристики Ренессанса. Я посмотрю, что написали Вы по ссылке, а Вы уж посмотрите вторую часть. Там внизу кнопка есть: "Читать далее."))

Reply

ninaofterdingen June 27 2012, 09:55:40 UTC
Вы это уже говорили, и я это уже читала ( ... )

Reply

illiquidum June 27 2012, 11:28:30 UTC
1. Согласен. Гуманизм - сложное и условное понятие. Давайте я Вам приведу возможное определение. Гуманизм - это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм, являющийся по преимуществу гражданской стороной этого последнего. Примерно так ( ... )

Reply


eriklobakh July 7 2012, 10:14:34 UTC
Весьма интересная статья, спасибо ( ... )

Reply

illiquidum July 7 2012, 11:31:23 UTC
Эрик, спасибо за то, что нашли время зайти ко мне. Ваши замечания весьма ценные для меня. Но вот вопрос, прочитали лт Вы вторую часть статьи. По Вашим отзывам я этого не понял. Там, внизу, кнопка "Читать дальше".)

Reply

eriklobakh July 7 2012, 12:17:07 UTC
А... Нет! Я и не увидел, сейчас прочту :)

Reply

eriklobakh July 7 2012, 12:51:20 UTC
P.S. Ага, ну вот, прочёл.

И должен сказать, что опять не могу согласиться с примером (я про арабский мир).

Не следует забывать, что Ренессанс по преимуществу был филологическим и гуманитарным: так называемая новая наука расцвела позже, во второй половине 16-го и в 17-м веке, гуманисты сдвига в научный метод не внесли.

А Вы же приводите примеры ислючительно арабских (и персидских) математиков, астрономов и т.д. - что не имеет отношения к тому, что нами принято понимать под "ренессансом".

Впрочем, всё это не делает Вашу статью менее интересной, а самое главное - приятной по самому своему посылу.

Более того - Вы мне напомнили о том, что я давно хотел начать читать одну книгу - вот как раз сейчас лежа в гамаке на даче её и читаю )))

Это т.н. "Леонардо да Винчи. 120 фрагментов". Недавно только купил - чудное издание!!! Оно издавалось двухтомником "Академией" в 30-е, а сейчас одной книгой, но не хуже, чем "Академия", на мой взгляд.

Если б не Вы - то может так и не дошёл бы до этой книжки...)))

Reply


Leave a comment

Up