Ренессанс. Часть I.

Jun 21, 2012 17:22



Non mi legga, chi non e matematico nelli mia princip

Leonardo da Vinci

В отношении Ренессанса существуют два заблуждения, первое из которых состоит в убеждении, что Ренессанс - исключительно европейское явление, а второе заключается в резком противопоставлении европейского Ренессанса эпохе Средневековья. Эти заблуждения, происходящие отчасти от ( Read more... )

Ренессанс

Leave a comment

ninaofterdingen June 27 2012, 09:55:40 UTC
Вы это уже говорили, и я это уже читала.
Термин гуманизм тоже нуждается в уточнении. Называть гуманизмом всякое чувство человечности неправомерно. Каждая цивилизация по-своему понимает человечность, человеческую личность и ее достоинство, и всякая цивилизация реализует свои понятия в своих социальных институтах и культурных парадигмах. Это Вольтер мог думать, что китаец, египтянин и араб называют разными словами одни и те же ценности. Европоцентризм последних столетий привел к тому, что сейчас одним и тем же словом "гуманизм" называют несколько разных комплексов понятий, в общем случае несводимых друг к другу.
Гуманизм это не чувство, а идеология со своими базовыми принципами, которые надо сформулировать в явном виде, а потом уже доказывать, что эта идеология развивалась всегда, везде и у всех цивилизаций, а Европа только оказалась впереди в этом процессе. Даже в первом приближении можно сказать, что гуманизм как идеология не соответствует христианской догматике, не совпадает с китайскими представлениями о благородном муже, с мусульманской идеологией не совместимо до сих пор...

В таком случае что стоит за вашим заявлением, что "Возрождение в Китае и на Востоке далеко не достигло в своём развитии уровня Возрождения Запада позднего времени"? Что китайцы не смогли воплотить в своей культуре чисто европейское понятие гуманизма? Это очевидно и изначально невозможно. Что своё представление о человечности китайцы воплотили хуже европейцев? Это вопрос по меньшей мере спорный, и его нужно прояснить прежде чем на него отвечать. Понятно, что ответ, который вы даете, меня совершенно не устраивает.

Reply

illiquidum June 27 2012, 11:28:30 UTC
1. Согласен. Гуманизм - сложное и условное понятие. Давайте я Вам приведу возможное определение. Гуманизм - это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм, являющийся по преимуществу гражданской стороной этого последнего. Примерно так.

2."Каждая цивилизация по-своему понимает человечность, человеческую личность и ее достоинство, и всякая цивилизация реализует свои понятия в своих социальных институтах и культурных парадигмах."

Это правильно. с другой стороны, что это меняет? И пусть себе китайцы будут китайцами, а европейцы -европейцами. Вы их к общему знаменателю привести хотите? Важно, что в Европе и в Китае были общие черты, когда человеческое содержание в указанном смысле оказалось в центре. Это и есть гуманизм. Гуманизм - это не чувство, конечно. Но это чувство - верный признак гуманизма.

3. "В таком случае что стоит за вашим заявлением, что "Возрождение в Китае и на Востоке далеко не достигло в своём развитии уровня Возрождения Запада позднего времени"?"

За этим стоит только то, что я сказал. В Ренессанс европейцам понадобился весь мир. Великие географические открытия - это уникальный феномен, свойственный европейскому духу. Не китайцы плавали в Америку, а европейцы. Это только один пример. Другой пример привести? Посмотрите на "Мону Лизу". Третий пример - уровень развития техники. Четвёртый пример: динамизм развития. В принципе, "Мона Лиза" могла бы быть и китаянкой. Главное здесь внутренняя человеческая глубина, а не расовые различия. Согласны?

Reply

ninaofterdingen June 27 2012, 12:34:33 UTC
1. Типичное для европейского Ренессанса свободомыслящее сознание. В других цивилизациях этого не было.

2.=Важно, что в Европе и в Китае были общие черты, когда человеческое содержание в указанном смысле оказалось в центре. = - вот Атхарван китаист по специальности, и он говорит, что не оказалось, и что вообще "человеческое содержание в указанном смысле" появилось в Китае только под влиянием Запада. Полагаю, и в других случаях сходство столь же поверхностно и заметно только при определенной изначальной установке исследователя.
Ну а про чувство как верный признак идеологии я вообще не буду комментировать.

3. Вообще не поняла, какому моему утверждению вы оппонируете.

Reply

illiquidum June 27 2012, 13:32:40 UTC
1. Нина, текст перед Вами. Я специально написал о мире ислама, и Вы говорите не было? Вы хотите сказать, что когда ар-Рази, или аль-Фараби отрицали основы ислама, их сознание было не свободно? Или Вы хотите сказать, что мало свободомыслия в рубайате Хайама? Да все европейские революционеры ходили на горшок в это время. Нетрудно понять, что свои революционные идеи они почерпнули на Востоке. Я бы сказал, что свободомыслия было, хоть отбавляй. Даже в чём-то с суфиями можно согласиться. Кстати говоря, Вы знаете такого, знциклопедиста XVI в. как аль Хальдун?

Вообще, хочу сказать, что значение арабов и персов в истории замалчивают. Я сколько ни смотрел тут внутренних разговоров о Ренессансе, - никто об арабах и персах ни слова. Молчок! Будто их и не было никогда.

2. Ну, если Ахтарван сказал... Тогда. что же говорить? Надо было сразу про Ахтарвана сказать.))))

3. Это Вы оппонируете. Вы у меня в гостях по приглашению, и я рад Вам, Нина, несмотря на всё наше непонятное разногласие.)))

Reply

ninaofterdingen June 27 2012, 14:16:07 UTC
1. Я еще раз говорю, что свободомыслие как его понимал Хайам и как его понимали в Европе в 16 веке это разные вещи. Идеологически правильным переводом можно подвести их под одно название, но я это обсуждать не буду.

2. Я еще раз напоминаю, что я не творческая личность. Например, я не учила китайский и не занималась Китаем профессионально, но знаю человека, который всё это делал и которому я доверяю в этом вопросе. Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы на него сослаться. Заранее говорю, что в любом вопросе по Китаю я с ним согласна. Иронией вы меня не убедите.

3. Я не поняла, какой мой тезис вы опровергаете своими примерами в этом пункте, потому и не могу ничего на них ответить.

Reply

illiquidum June 27 2012, 16:31:27 UTC
1. Нина, Хайам жил в XI-XII вв. Стоит ли сравнивать его понимание свободы с пониманием свободы европейца XVI в. Разница в 4,5 века! Что Вы, голубушка!

2. Я Вас не упрекаю, Нина, в этом. Просто ссылка на человека, о котором я ничего не знаю, и работ которого не читал, - не аргумент в дискуссии.

3. Не знаю. Пусть останется это тайной.)

Reply

ninaofterdingen June 27 2012, 16:40:33 UTC
1. Это вы заявили, что свободомыслие Хайама и Возрождения - явления одного порядка и одинаковые во своей сущности. Так что ваша ирония тут по меньшей мере неуместна.

2. Как вам угодно.

3. Странный метод вести беседу. Вы пылко возражаете, а когда я спрашиваю, на какие мои слова, вы отвечаете - не знаю. И к чему это было?

Reply

illiquidum June 27 2012, 17:35:02 UTC
1. Вот и сравнивайте свободу в понимании Хайама и, скажем... И вот тут, Нина, я задумался... Кого из европейцев XI в. вы назовёте для сравнения с Хайамом? Можно ли назвать что-нибудь авторское, оригинальное и настолько яркое, как Рубайат Хайама? Как-то не приходит сейчас в голову. Не поможете?

Reply

ninaofterdingen June 27 2012, 17:58:11 UTC
А причем тут вообще европейцы 11 века?

Reply

illiquidum June 27 2012, 18:03:39 UTC
А для сравнения уровня понимания свободы в XI в. в Европе и на Востоке. Ведь на самом деле ренессанс в Европе развивался волнами, пока не достиг уровня Ренессанса XIV-XVI вв. Кстати, Нина, волнообразный процесс указывает на естественную природу этого процесса. Такие дела...

Reply

ninaofterdingen June 27 2012, 19:45:52 UTC
Европа 11 века это одна цивилизация, а Европа 16 века это в основных своих проявлениях уже другая цивилизация. Никакого волнообразного процесса тут нет. Если мы говорим о Ренессансе, мы должны говорить о Европе 16 века, где был бесспорный Ренессанс.

Reply

illiquidum June 28 2012, 09:50:42 UTC
"Европа 11 века это одна цивилизация, а Европа 16 века это в основных своих проявлениях уже другая цивилизация."

Простите, Нина, но я хочу у Вас узнать, кто из известных в мире специалистов по социологии, или истории придерживается подобной точки зрения?

Reply

ninaofterdingen June 29 2012, 07:06:04 UTC
Не знаю. Шпенглер подошёл к этому, но прямо об этом не писал. Я бы вам рекомендовала расспросить Смирнова. Он занимается научной работой и лучше знает литературу.

Reply


Leave a comment

Up