Ренессанс. Часть I.

Jun 21, 2012 17:22



Non mi legga, chi non e matematico nelli mia princip

Leonardo da Vinci

В отношении Ренессанса существуют два заблуждения, первое из которых состоит в убеждении, что Ренессанс - исключительно европейское явление, а второе заключается в резком противопоставлении европейского Ренессанса эпохе Средневековья. Эти заблуждения, происходящие отчасти от ( Read more... )

Ренессанс

Leave a comment

eriklobakh July 7 2012, 10:14:34 UTC
Весьма интересная статья, спасибо ( ... )

Reply

illiquidum July 7 2012, 11:31:23 UTC
Эрик, спасибо за то, что нашли время зайти ко мне. Ваши замечания весьма ценные для меня. Но вот вопрос, прочитали лт Вы вторую часть статьи. По Вашим отзывам я этого не понял. Там, внизу, кнопка "Читать дальше".)

Reply

eriklobakh July 7 2012, 12:17:07 UTC
А... Нет! Я и не увидел, сейчас прочту :)

Reply

eriklobakh July 7 2012, 12:51:20 UTC
P.S. Ага, ну вот, прочёл.

И должен сказать, что опять не могу согласиться с примером (я про арабский мир).

Не следует забывать, что Ренессанс по преимуществу был филологическим и гуманитарным: так называемая новая наука расцвела позже, во второй половине 16-го и в 17-м веке, гуманисты сдвига в научный метод не внесли.

А Вы же приводите примеры ислючительно арабских (и персидских) математиков, астрономов и т.д. - что не имеет отношения к тому, что нами принято понимать под "ренессансом".

Впрочем, всё это не делает Вашу статью менее интересной, а самое главное - приятной по самому своему посылу.

Более того - Вы мне напомнили о том, что я давно хотел начать читать одну книгу - вот как раз сейчас лежа в гамаке на даче её и читаю )))

Это т.н. "Леонардо да Винчи. 120 фрагментов". Недавно только купил - чудное издание!!! Оно издавалось двухтомником "Академией" в 30-е, а сейчас одной книгой, но не хуже, чем "Академия", на мой взгляд.

Если б не Вы - то может так и не дошёл бы до этой книжки...)))

Reply

illiquidum July 7 2012, 17:35:55 UTC
Уходил по делам, не мог сразу с Вами поговорить.
Спасибо Вам, Эрик, на добром слове. После этого и написать чего-нибудь хочется.))

Леонардо - прекрасный мыслитель, а его "Мона Лиза" -загадка из загадок. Интересно, что в Вашей книге о ней написано. Я такие глупости о ней читал, или слышал, хоть у Лосева, хоть от Венди Бекет (монахиня, она представляет историю живописи в серии BBC). А насчёт Ренессанса я почему-то и спорить с Вами не хочу. )))

Reply

eriklobakh July 7 2012, 20:23:16 UTC
Я её всю не прочёл, но думаю, что ничего.

Это ИМ написанная по сути книга - это 1020 с разных мест фрагментов его записей - преимущественно на научные и т.п. темы.

Reply

illiquidum July 8 2012, 05:21:47 UTC
Ах, вот что! Это ИМ написанное... И чертежи, и рисунки... Как я Вам завидую! Иначе говоря, как рад за Вас!))) Счастливец! Кстати, вот его высказывание, которое мне очень нравится: "О искатель, не обольщайся наивным знанием вещей, обычно производимых природой: радуйся познанию принципа этих вещей, обозначившегося в твоём духе." А всё же, Эрик, как Вам кажется, что для Леонардо была «Мона Лиза»?

Reply

illiquidum July 7 2012, 17:57:23 UTC
Да-да. Именно так. Нельзя противопоставлять самого себя в 40 и 60. А насчёт Китая и стран Ислама я и не говорил о Ренессансе в полном смысле этого слова, но только о ренессансных тенденциях, которые были совершенно аналогичны европейскому Проторенессансу XIIв., но не получили развития в силу бо'льшей традиционности китайского или исламского мира. С этим тезисом Вы согласны?

Reply

eriklobakh July 7 2012, 20:34:09 UTC
Ну это отдельная тема. Тоже не вполне согласен ( ... )

Reply

illiquidum July 7 2012, 20:46:25 UTC
Я на это Вам завтра отвечу. Сегодня не смогу. Хорошо?

Reply

eriklobakh July 7 2012, 20:48:49 UTC
Разумеется.

Reply

illiquidum July 8 2012, 19:13:58 UTC
Нет, под большей традиционностью китайского или исламского мира я понимаю нечто большее, чем нежелание перемен. Если Вы обратили внимание, то исламский мир на новые веяния ответил суфизмом - исламским средневековым мистицизмом. Суфизм был не просто прежней формой религии, он являлся сплавом древних форм религии с неоплатонизмом. Это был вполне адекватный (на уровне идей) ответ на новые общественные явления. Именно суфизм сплотил общество против безбожников. Только потом к ним были применены репрессивные меры. Среди философов-еретиков были и такие, которых казнили. В числе них был иранец Яхья ас-Сухраварди. Обвиненный в неверии, он был казнён по приказу Салах ад-Дина, султана египетско-сирийской державы. Наверное, таких прецедентов было достаточно, потому что процесс был остановлен. Но я ещё раз обращаю Ваше внимание, насколько более тонко действовала религиозная элита Востока по сравнению с европейской. Репрессиям предшествовала "идеологическая работа". Костры инквизиции - это просто варварский, языческий акт, рассчитанный лишь на ( ... )

Reply


Leave a comment

Up