Museo del Aire: ангар 3: Hispano Aviation HA-1112 M.1.L Buchon и HA-1109 K.1.L Tripala

Mar 14, 2020 22:38

Hispano Aviación HA-1109 и HA-1112 это построенные по лицензии испанские версии Messerschmitt Bf 109G-2 строившиеся во время и после Второй мировой войны. Всего было построено 239 самолетов. В музеях сохранилось 10 самолетов.
HA-1112-M1L


HA-1109-K1L


Museo del Aire,Мадрид(Испания).
все, что у меня есть по Bf-109
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Первый самолет это Hispano Aviación HA-1112-M1L Buchon в оригинальной цветовой схемой Spanish Air Force, номерами C.4K-158/471-23 и заводским номером cn 211. Самолет выставлялся от в экспозиции в 1960-1965 годах и был подарен музею 12 июля 1967 года. Он снимался в фильме Битва за Британию.


В 1943 году в городе Севилья при содействии испанского министерства авиации открылась компания Hispano Aviación. Новое предприятие организовали на базе филиала знаменитой Hispano-Suiza. По наследству перешла и эмблема автомобильной легенды - Летящий аист. У нее тоже было авиационное прошлое: в Первую Мировую войну французские летчики-истребители из эскадрильи Аисты рисовали эту элегантную птицу на бортах своих Spad, оснащенных моторами Hispano-Suiza.


К началу 1940 годов испанским ВВС, все еще летавшим на старой изношенной технике, оставшейся от гражданской войны, требовалось срочное перевооружение. Уже во всю шла Вторая Мировая: и Испания, несмотря на заявленный нейтралитет, рисковала оказаться втянутой в боевые действия.
Потребность в современных истребителях оценивалась не менее чем в 200 машин. Первым изделием компании Hispano Aviación мог стать самолет HS-50, создававшийся под руководством известного французского конструктора Эмиля Девуатина (развитие известного истребителя Dewoitine D-520). Однако предпочтение отдали лицензионному Bf.109G из-за возможности быстрого освоения в частях, продолжавших эксплуатировать Messerschmitt серии Е. Вероятно, сказались и достаточно тесные связи тогдашнего испанского руководства с гитлеровской Германией


Между тем, с самого начала работ на заводе в Севилье пошли неприятности. Документация на Bf.109, переданная немецкой стороной, оказалась неполной. В комплектах узлов и деталей, предназначенных для сборки первых 25 Bf-109 G-2, отсутствовали двигатели, винты и оперение - все погибло под бомбами англо-американской авиации, не доехав до Пиренеев.
Продолжение поставок из Рейха становилось все более проблематичным. Испанские специалисты провели комплекс расчетов и исследований для восполнения документации, наладили производство недостающего оборудования и сборку самолетов. Постепенно созревало решение строить свою, оригинальную версию Messerschmitt. Проект возглавили инженеры Моне и Кинделан.


В 1944 году стало ясно, что двигатели Daimler-Benz не прибудут никогда. Появилась идея приспособить единственный тип двигателя испанского производства, подходящий для Bf.109, Hispano-Suiza 122-89. Для начала продукцию из Барселоны опробовали на Bf.109 Е-1, предоставленном ВВС. Двигатель, оснащенный приводным центробежным нагнетателем, развивал мощность 1300 л.с. и вращал трехлопастной винт с частотой 2600 об/мин. Результаты испытаний признали удовлетворительными и 25 планеров истребителей Bf.109 G-2 наконец получили силовые установки. В компании новую модификацию Bf-109 обозначили как HA-1109-J1L (J1 -испанская модель первая, L - выпуск по лицензии), в войсках - C.4J.


Прототип совершил первый полет 2 марта 1945 года. Самолет временно снабдили американским винтом Hamilton-Standart, в ожидании швейцарских Escher-Wyss V-71, запущенных в серию в Испании. Конечно, введение в конструкцию истребителя нового двигателя потребовало переделки моторной рамы, капота, топливной и маслосистем. Оперение также пришлось модифицировать, ведь двигатель Hispano-Suiza вращал винт в противоположную, нежели Daimler, сторону.
В январе 1946 года опытный C.4J с винтом Эшер прибыл своим ходом в INTA, (летно-исследовательский институт) для сертификационных испытаний. Серию HA-1109-J1L сдали заказчику в начале 1947 года, но двигатели так и не удалось дотянуть до требований военных. Сначала были приостановлены полеты, потом истребители исключили из состава ВВС. Все 25 невооруженных C.4J решили считать экспериментальными.


Неудача заставила начать поиски другой силовой установки, английской или французской. В конце 1948 года совместно со штаб-квартирой компании Hispano-Suiza в Париже и научными институтами Франции и Испании начались работы по форсированному двигателю из серии HS-12Z. В Великобритании была приобретена лицензия на трехлопастный металлический винт De Havilland PD-63-335-1 для выпуска на испанском предприятии ENHASA.
Новую модель HA-1109-K1L, сохранившую войсковое обозначение C.4J, закончили в марте 1950 года. Прототип с винтом De Havilland совершил свой первый полет в мае 1951 года, второй опытный экземпляр истребителя оснастили винтом компании Chauvier. Двигатель - HS-12Z-17 производства национального моторостроительного объединения ENMASA. Это был классический V-образный двигатель жидкостного охлаждения, снабженный системой непосредственного впрыска топлива и редуктором. Его вес - 640 кг, объем цилинров -36 000 куб.см, мощность на взлете -1300 л.с. Новая силовая установка повлияла на внешний вид самолета - изменилась форма воздухозаборников.


Из множества вариантов вооружения выбрали самый легкий: два итальянских пулемета Breda калибра 7,7 мм, размещенных в крыле, а дополнительно - 8-см неуправляемые авиационные ракеты Эрликон под крылом. От пулеметов в передней части фюзеляжа, как у исходного Bf-109, пришлось отказаться. Но и минимальная боевая нагрузка резко снижала данные истребителя - не хватало мощности двигателя. Ракеты устанавливали только в демонстрационных целях.
Разумеется, начале 1950 годов НА-1109 уже никак не мог считаться полноценным истребителем, и не только из-за низких характеристик и слабого вооружения - началась реактивная эра. Единственное, для чего годились эти самолеты, - обучение, тренировка и поддержание боевого уровня пилотов. Впрочем, для страны, которая ни с кем не собиралась воевать, это не так уж мало.


Однако со временем поршневые истребители становились все большим анахронизмом. При этом заводы уже успели построить около двух сотен вполне надежных и долговечных машин, отказываться от которых было просто жалко. Тогда их переквалифицировали в истребители-бомбардировщики, а вернее - в штурмовики. С усиленным вооружением из двух 20-миллиметровых пушек Hispano HS-404 или HS-804 в крыле и направляющими для восьми десятикилограммовых ракет самолет становился ударным НА-1112K-1L.
Другое направление развития испанского Bf-109 - учебно-тренировочные спарки. В мае 1950 года ведущие специалисты Hispano Aviación Руза, Фигейроа и Рубио спроектировали двухместный вариант НА-1109K-1L. Постройка двух прототипов шла зимой 1951 года. Главные конструктивные отличия от одноместного истребителя: упрощенное оборудование передней кабины, смещенный к хвосту, из-за кабины инструктора, фюзеляжный топливный бак. Удлиненный сдвигаемый фонарь, почти без переплетов, обеспечивал экипажу круговой обзор.


Двухместный невооруженный K-1L с тем же двигателем HS-12Z-17 превзошел стандартный НА-1109 по скорости. И дальность у учебного варианта оказалась выше, поскольку в крыле на месте пушек размещались дополнительные бензобаки.
Интересно, что сам Вилли Мессершмитт впервые увидел испанский Bf-109 в 1951 году, когда посетил завод в Севилье. Но договор, заключенный весной 1952 года Hispano Aviación и промышленной группой Messerschmitt, касался только разработки турбореактивных самолетов НА-100 Триана и НА-200 Саетта.


Тем временем завершалось перевооружение и модернизация машин С.4. Проблему повышения мощности силовой установки решили в 1953 году, закупив двигатели Rolls-Royce Merlin 500-45. Английский V-образный 12-цилиндровый двигатель с объемом цилиндров 27000 куб.см, снабженный двухступенчатым нагнетателем, развивал 1400 л.с. на взлете и 1015 л.с. на высоте 4725 м. Винт - четырехлопастный Rotol R116 диаметром 3,07 м. Установка нового двигателя, пушек и ракет потребовала переделки носовой части фюзеляжа и усиления элементов крыла.
Летом 1953 года из цеха выкатили два прототипа HA-1109M-1L (буква М означала Merlin). Через год, когда испытания были еще в самом разгаре, развернулась подготовка к серийному производству. Самолет, получивший заводское обозначение HA-1112M-1L, ВВС приняли, переименовав в С.4К Buchon (Голубь). Такое название он получил за характерно раздутую нижнюю часть капота, напоминавшую зоб у некоторых декоративных пород голубей.


Второй самолет это Hispano Aviation HA-1109 K.1.L Tripala с номерами C.4-J.10/94-28. Заводской номер 056. Самолет летал с 1952 по 1955 годы и в музей попал в 1970 году. Позже был конвертирован в HA-1112-K1L компанией Hispano. Но тут есть большие вопросы...


Самолет имел следующие характеристики: размах крыла 9,9 м, длина 9,1 м, высота 2,6 м, максимальный вес 3 180 кг, запас топлива 420 л, дальность 767 км, потолок практический 10 200 м, максимальная скорость 675 км/ч. С.4К оценивали, как достаточно сильный и живучий самолет поля боя.
Двигателями Merlin оснастили и два учебных HA-1112-M4L. Вообще, среди 239 мессеров, построенных испанцами, 170 относятся к типу НА-1112М с двигателями Rolls-Royce.


В 1956 году на авиабазе Таблада сформировали 71-ю группу истребителей-бомбардировщиков, первоначально состоявшую из 25 Buchon. В 1957 году подразделение перелетело к месту постоянного базирования в Эль-Коперо близ Севильи. С.4К прибывали сюда прямо с завода. 71 -я группа выполняла функции военной приемки и учебного центра.


Самолеты С.4К участвовали в боевых действиях лишь однажды, во время короткого конфликта в испанских колониальных владениях в Сахаре в 1958 году. В январе 71-я авиагруппа совершила перелет с аэродрома Сан-Пабло в район Ифни в Северной Африке. Их сопровождали бомбардировщики В.21 (Heinkel Не-111 испанского производства). Для беспосадочного прыжка через море и пустыню Buchon оснастили подвесными топливными баками, срочно изготовленными в компании Hispano Aviación. В Сахаре С.4К летали на патрулирование, оказывали огневую поддержку войскам. В конце марта авиагруппа без потерь вернулась в Эль-Коперо.


Количество самолетов С.4К постоянно увеличивалось, и 71-ю группу преобразовали в 7-ю алу (эскадру) из двух групп, насчитывавших в своем составе более 100 машин. 7-я эскадра была единственным соединением испанских ВВС, имевшим на вооружении Bf-109 национальной постройки. На их фюзеляжах цвета морской волны красовалась эмблема: пикирующий пеликан на фоне большой черной семерки с белой окантовкой.


К 1960 году из посильных функций у С.4К остались только учебные полеты. В 64-м 7-ю алу переподчинили Командованию тактической авиации, а фактически перевели в резерв. В ноябре 1965 года эскадру расформировали, ее последние 50 самолетов приговорили к разделке на металл.


На этом 30-летняя эпопея Bf-109 должна была завершиться, но в 1967 году англичане задумали снять масштабный исторический фильм Битва за Британию, для которого понадобилось большое количество немецких самолетов времен Второй Мировой войны в летном состоянии. Они сохранились только в Испании. Авиабаза Таблада на время стала "немецким аэродромом".


В съемках участвовали 27-я эскадра на Heinkel Не-111, базировавшихся в Малаге, и испанские Bf-109. 17 самолетов С.4К , перекрашенные в цвета Люфтваффе, участвовали в воздушных боях, их пилотировали испанские летчики и три американца. Множество Bf-109, снабженных трехлопастными винтами, играли на земле. Фильм завершили в мае 1968 года в Англии, куда С.4К добрались своим ходом. За время съемок они 2320 раз поднимались в воздух, налетав 1820 ч. Таким образом, на каждый Bf-109 приходилось в среднем по 136 боевых вылетов! Битва обошлась без потерь. Ни одна из машин не потерпела аварию, хотя при съемках летчикам нередко приходилось совершать довольно рискованные маневры, имитирующие приемы группового воздушного боя.


Компании Hispano Aviación давно уже нет - ее поглотил аэрокосмический концерн CASA. Но в Табладе и сегодня можно увидеть один из последних испанских Мессершмиттов. Еще несколько экземпляров С.4К рассеяно по миру, по авиационным музеям и частным коллекциям. Некоторые испано-мессеры, попавшие в умелые руки любителей винтомоторной авиации, продолжают летать.


Модификации:
HA-1109-J1L 1945 - первые 25 Bf109 G-2, из Германии, оснащенные двигателями Hispano-Suiza 12Z-89, из-за отсутствия Daimler-Benz DB 605A, использовали VDM или Escher-Wyss винты. Не служили. 25 построено.
HA-1109-K1L 1951 - первые серифные HA-1112-K1L. Оснащенные двигателями Hispano-Suiza 12Z-17 и винтами de Havilland Hydromatic, эта версия появилась в мае 1951 вооруженная двумя Hispano HS-404 20mm пушками и 80mm ракетами. 25 конвертировали из HA-1109-J1L.
HA-1109-M1L прототип HA-1112-M1L. Единственный самолет ремоторизированный Rolls-Royce Merlin 500-45. Один конвертирован из HA-1112-K1L.
HA-1110-K1L учебная двухместная версия с двигателем Hispano. Один построен.
HA-1110-M1L учебная двухместная версия с двигателем RR Merlin. Только проект.
HA-1111-K1L учебная двухместная версия с двигателем Hispano с топливными баками в законцовках. Только проект.
HA-1112-K1L "Tripala" 1951 были на вооружении. 65 построено (25 конвертировано из HA-1109-K1L).
HA-1112-M1L "Buchon" 1954 финальный вариант оснащенный RR Merlin и вооруженный двумя Hispano HS-404 20mm пушками и 80mm ракетами. были на вооружении. 172 построено
HA-1112-M4L учебная двухместная версия с двигателем Merlin. Был на вооружении. Один построен и один конвертирован из HA-1110-K1L.


ЛТХ:
Модификация HA-1112M1L
Размах крыла, м 9.90
Длина, м 9.04
Высота, м 2.59
Площадь крыла, м2 16.20
Масса, кг
пустого самолета 2445
нормальная взлетная 2859
максимальная взлетная 3180
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Merlin 500/45
Мощность, л.с. 1 х 1400
Максимальная скорость , км/ч 675
Крейсерская скорость , км/ч 605
Практическая дальность, км 767
Скороподъемность, м/мин 1370
Практический потолок, м 10200
Экипаж 1
Вооружение: одна 30-мм пушка MК 108 с 60 снарядами или одна 20-мм пушка MG 151 со 150 снарядами и два 13-мм пулемета MG 131 c 300 патронами на ствол.

ha-1109, 2017, музей, messerschmitt, me-109, ha-1112, museo del aire, bf-109, мадрид

Previous post Next post
Up