Музей в Пенсаколе: транспортный самолет Ford Trimotor 4-AT-E.

Mar 15, 2020 17:30

И снова экскурс в 2014 год. Этот самолет я фотографировал уже в 2011 и вот снова и снова...
Ford Trimotor, неофициальное прозвище Tin Goose (Жестяной Гусь) - американский пассажирский самолёт, цельнометаллический трёхмоторный высокоплан со свободнонесущим крылом, производившийся серийно в 1927-1933 годах компанией Генри Форда Ford Airplane Company. Всего было выпущено 199 экземпляров. Ford Trimotor, первый экономически выгодный авиалайнер США, находился в эксплуатации до 1989 года (последний оператор в 1966-1989 годах - почтовая служба острова Рэттлснейк, США). На данный момент сохранилось 18 самолетов, 8 из которых в летном состоянии.
Самолет в музее это 4-AT-E Trimotor, он подобен Ford 4-AT-B, но с тремя более мощными 300 лс (224 kW) Wright J-6-9 Whirlwind радиальными поршневыми двигателями, с размещением 2 пилотов и 12 пассажиров. Построено 24 самолетов(из них сохранилось 5).


Naval museum, Pensacola Fl
Naval museum, Pensacola Fl ч2
все, что у меня есть по Ford Trimotor
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это Ford Trimotor 4-AT-E 1928 года постройки с заводским номером 4-AT-46 и гражданским номером N7861. Самолет изображает самолет ВМФ RR-5 с бортовым номером 9206 и cn 5-AT-105.


Самолет был построен в 1928 году и совершил свой первый полет 9 октября 1928 года. Был куплен и летал в Union Electric Light and Power Company в St. Louis, Missouri с номером c/r NC7681. Использовался как корпоративный транспорт. Далее он был куплен W.A. Monday, а уж они нарисовали "Wyomings Flying Hero" на боку и карикатуру на ковбоя на хвосте и облетели всю страну.
Далее он был приобретен Johnson Flying Service из Missoula, Montana, в 1939 году с номером c/r NR7861. 30 апреля 1941 получил сертификат летной годности на N7861 (4-AT-E, 46). Он занимался перевозкой парашютистов и грузов для противопожарного подразделения вплоть до середины 1950 годов. Еще в 1956 году Ford Tri-motor использовался для опыления полей. Вместимость 400 gallons. Под управлением Helena National Forest, Montana. Elliot Coffin купил его несколько позже, и управлял им до тех пор, пока не подарил музею к его открытию в 1974. Несет маркировку: N.A.S. PENSACOLA, US NAVY, 9206, RR-5
Изображает RR-5 A9206 с cn 5-AT-105. RR-5 были переделаны из двух 4-AT-D (самолет такой же как и 4-AT-B, а значит и как 4-AT-E, отличия кроются в двигателях) один для US Navy и один для US Marines.


Первым американцем, строившим цельнометаллические авиалайнеры, был конструктор William Bushnell Stout. На собственном предприятии Stout Metal Airplane Co. он создал несколько металлических одномоторных транспортных самолётов. Сначала 4 местный Stout Air Sedan. Затем, в начале 1925 года 6 местный Stout 2-AT Air Transport. Эти самолёты летали в авиакомпании Stout Air Service. Один Stout 2-AT купил Генри Форд. С апреля 1925 года он использовал самолёт для перевозки грузов между Детройтом и Чикаго. Форд тогда всерьёз заинтересовался авиабизнесом. Автомобильный магнат создал собственную авиакомпанию, позже названную Ford Airways. Форд начал субсидировать компанию Уильяма Стоута, а в августе 1925 года купил её, чтобы самому заняться производством авиалайнеров. Первым продуктом совместного предприятия стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Его сконструировал Стоут на базе Stout 2-AT. Однако самолёт вышел неудачным. Он имел плохие лётные и посадочные характеристики. Совершив всего три полёта Ford 3-AT сгорел в январе 1926 года во время пожара в ангаре Форда. Тогда Форд поручил создать новый авиалайнер Гарольду Хаксу (Harold Hucks). Хакс работал над проектом с бригадой молодых конструкторов. Среди них выделялся James McDonell - позже он создал собственную авиастроительную корпорацию.


Результатом их усилий стал 8-местный самолёт Ford 4-AT. По схеме он напоминал Fokker F.VII/3m - высокоплан с одним двигателем в носу и двумя под крыльями. Но конструктивно самолёт был подобен Junkers G-23/24 - цельнометаллический каркас с алюминиевой гофрированной обшивкой. Ford 4-AT впервые поднялся в воздух 11 июня 1926 года. На этот раз конструкторам сопутствовала удача. Самолёт показал хорошие лётные характеристики и заинтересовал ряд авиакомпаний. Правда не обошлось без неприятностей: Junkers, владея патентом на цельнометаллическую конструкцию, подал судебный иск на Форда, не купившего у него лицензию. Суд вынес решение, что Форд должен возмещать иски, которые Junkers может предъявить компаниям, эксплуатирующим Ford 4-AT. Судебное решение не остановило Форда, он начал серийное производство авиалайнера и добился больших успехов в его продаже.


В том же 1926 году первый серийный Ford 4-AT (модификация 4-AT-A) вышел на грузопассажирскую линию Форда между Детройтом и Чикаго. Второй самолёт закупила чикагская авиакомпания NAT - National Air Transport. Она тоже летала из Чикаго в Детройт, а 1 ноября 1927 года продлила маршрут из Детройта в Кливленд (полёт между этими городами занимал 1 час 40 минут). Позже линия достигла Нью-Йорка. Таким образом сформировалась трасса Нью-Йорк - Чикаго. Из Чикаго в Сан-Франциско на Boeing 40A уже летала авиакомпания Boeing Air Transport. Обе компании договорились о стыковке рейсов. Таким образом в США появилась возможность регулярно путешествовать по воздуху от Атлантического до Тихого океана.


Первые шесть самолётов выпустили с двигателями Wright Whirlwind J-4, остальные с Whirlwind J-5. Whirlwind J-5 имела и вторая версия - Ford 4-AT-B. Она появилась в 1928 году. Здесь было 10 пассажирских мест. Один из первых самолётов серии, под названием "Floyd Bennet", был специально оснащен для полярных экспедиций. На нём 28 - 29 ноября 1929 года Роберт Бёрд совершил полёт на Южный Полюс.


В 1928 году появились ещё две версии. Модель 4-AT-C имела двигатель Pratt & Whitney Wasp в носу и два Whirlwind J-4 под крыльями. Был изготовлен всего один экземпляр для Sunbeam Air Transport. 4-АТ-D отличалась от предыдущих версий бóльшим размахом крыльев. Эту версию также выпустили всего в одном экземпляре, не считая ещё одного самолёта, переделанного из 4-AT-B.


Вслед за National Air Transport самолёт стали покупать и другие американские авиакомпании. Так западное побережье США обслуживала авиакомпания Maddux Airlines. У неё был самый большой флот Ford 4-AT - 16 самолётов. Другой крупный покупатель - Eastern Air Transport, использовал машину на линиях восточного побережья.


В 1929 году появилась версия 4-AT-E. На ней стояли более мощные двигатели Whirlwind J6. Эта модель перевозила уже 12 пассажиров. Она эксплуатировалась не только в Америке, но и в Европе. В 1929 году один самолёт купила испанская авиакомпания CLASSA. 20 мая 1930 года её Ford 4-AT-E начал летать из Мадрида на Канары - в город Тенерифе. Затем подобный лайнер попал и в другую испанскую авиакомпанию - LAPE, которая купила ещё один самолёт следующей модификации - 4-AT-F (улучшенная версия 4-AT-E, появилась в 1931 году). Под стандарт 4-AT-E в 1929-30 были переделаны несколько Ford 4-AT-B. Ford 4-AT-E приобретали не только авиакомпании. Часть самолётов, под названием Ford C-3A, служили в американской армии, часть на флоте как JR-2.


Подобно тому как массовый автомобиль Форда - Ford T, получил прозвище Tin Lizzie (Оловянная Лиззи), ставший сразу же популярным самолёт Форда получил прозвище Tin Goose (Оловянный гусь). Благодаря простой рациональной конструкции он был удобен в эксплуатации. Ford 4-AT соответствовал высшим, по тем временам, стандартам удобств. В нем была туалетная кабина с умывальником, отопление и электрическое освещение салона. Большие окна обеспечивали пассажирам прекрасный обзор. Их можно было открывать и закрывать в полёте - благо скорость и высота полёта позволяли. Хороший обзор был и из пилотской кабины. В отличие от других самолётов, где управляли штурвалами, на фордовском лайнере была баранка, как на автомобиле Ford T. Тормоза на колёсах, с раздельным приводом, и поворотное хвостовое колесо обеспечивали хорошие манёвренные характеристики во время рулёжек на земле. Благодаря стартеру двигатели легко запускались. Впервые на авиалайнере стояла бортовая радиостанция, применялась радионавигация.


Самолёт был достаточно надёжен и мог продолжать полёт по маршруту при отказе одного из двигателей. Тем не менее несколько машин потерпели катастрофу. Самая тяжёлая из них - катастрофа самолёта с бортовым номером NC7683, принадлежащего Colonial Western Airlines. На нём 17 марта 1929 возле Нью-Йорка нашли свою смерть 13 человек.
Ford 4-AT оказался очень долговечным самолётом. Некоторые машины летали на линиях до 1970 годов. Авиакомпания Island Airlines совершала на них рейсы из Порт-Клинтона в штате Огайо на острова озера Эри. В 1973 последний экземпляр 4-AT-B попал в аварию, но затем был восстановлен и в 1985-1986 использовался для демонстрационных и обзорных полётов.
Несколько самолётов сохранились до наших дней. Один из них даже летает. Это Ford 4-AT-E, зав. 146, базирующийся в Ошкоше (штат Висконсин). Он окрашен в цвета авиакомпании Eastern Air Transport, которой принадлежал в конце 1920 годов. Другие экземпляры заняли места в музеях, в т.ч. один 4-AT-B в музее Генри Форда в Дирборне.


Модификации :
4-AT-A начальный серийный вариант, построено 14 самолетов.
4-AT-B вариант 1927 года, с двигателями Whirlwind J-5 мощностью по 220 л.с. (177 кВт) и вместимостью 12 пассажиров, построены 39 самолетов.
4-AT-C схож с 4-AT-B, но с установленным в носовой части фюзеляжа радиальным ПД Pratt & Whitney Wasp мощностью 400 л.с. (298 кВт); построен один самолет.
4-AT-D обозначение трех самолетов, схожих с 4-AT-B, но имевших различные силовые установки и отличавшихся индивидуальными доработками.
4-AT-E в основном идентичен 4-AT-B, но с тремя двигателями Whirlwind J-6-9 мощностью по 300 л.с. (224 кВт), построены 24 самолета.
4-AT-F один самолет, отличавшийся от 4-AT-E некоторыми аэродинамическими улучшениями.

ЛТХ:
Модификация 4-AT
Размах крыла, м 22.54
Длина самолета,м 15.18
Высота самолета,м 3.60
Площадь крыла,м2 72.92
Масса, кг
пустого самолета 2948
максимальная взлетная 4595
Тип двигателя 3 ПД Wright Whirlwind J-5
Мощность, л.с. 3 х 220
Максимальная скорость, км/ч 209
Крейсерская скорость, км/ч 172
Практическая дальность, км 917
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 8-12 пассажиров

пенсакола, pensacola, naval aviation museum, 2014, музей, ford trimotor, ford

Previous post Next post
Up