Про синюю гать

Nov 13, 2023 21:39

Это - ремейк старого поста 13-летней давности.

Гать - это настил на болоте из бревен, досок или хвороста. Никакого другого значения этого слова словари не знают.





Но, однако же, у Блока в стихотворении "Болотный попик" (1906):

И лягушке хромой, ковыляющей,
Травой исцеляющей
Перевяжет болящую лапу.
Перекрестит и пустит гулять:
"Вот, ступай в родимую гать."

То ли Блок считает, что гать - синоним болота, то ли можно это счесть метонимией: вместо болота - дорога по болоту.

Но у Есенина все с гатью становится еще интереснее.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
(1914)

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить.
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
(1914)

З.И.Ясинская в воспоминаниях о Есенине в 1915 г. пишет:

Отец, ссылаясь на примеры русских классиков, советовал строго соблюдать правила русской грамматики. Советовал Есенину заменить такие слова, как «крячет» (о цапле), возражал против сочетания «жуткая выть», ссылаясь на словарь Владимира Даля, где указан глагол «выть», а имя существительное «вытье». Также говорил, что нельзя отсекать слоги в словах и в падежных окончаниях, хотя у классиков, например, у Лермонтова встречаем: «из пламя и света рожденное слово». Есенин же отстаивал право поэта на диалектизмы, на изменение окончаний слов, хотя осуждал «заумь» футуристов.

Слово "выть" - участок земли - вообще-то есть.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
(1914)

Таким образом, в течение 1914 г. Есенин пишет три разных стихотворения, где употребляет слово "гать", и во всех трех случаях не в том значении, что написано в словарях. И, честно говоря, вообще непонятно, в каком значении. Гать бывает заревая, синяя и черная.

Надежда Вольпин в воспоминаниях о Есенине про 1920 г. пишет:

Встретившись через денек с Есениным, я вспомнила, как недавно он при мне горячо нахваливал друзьям «гениальное творение Даля». Вот и спросила:
- Есть у вас Даль?
- Нет.
- А в лавке у вас на продажу не выставлен?
- И в лавку давно не приносили. Почему спрашиваете?
- Да поспорила о слове» надо проверить… Вы разве никогда себя ни в чем не проверяете?
- Проверять? Зачем? - и гордо добавил: - Язык - это я.

Таким образом, в 1920 г. Есенин нахваливает Даля, но сверяться с ним ему западло.

Но в 20-е годы многие мемуаристы пишут, что нередко застают Есенина читающим словарь Даля. У Даля, кстати, нет статьи "гать", есть статья про глагол "гатить", а внутри статьи упоминается и гать. И вот, в 1921 г., видимо, Есенин открыл для себя, что такое гать, и понял, что надо срочно спасать репутацию.

В воспоминаниях Грузинова о 1921 г.:

Сначала теоретизирую я. Затем Есенин. Он развивает следующую мысль:
В поэзии нужно поступать так же, как поступает наш народ, создавая пословицы и поговорки.
Образ дня него, как и для народа, конкретен.
Образ для него, как и для народа, утилитарен; утилитарен в особом, лучшем смысле этого слова. Образ для него - это гать, которую он прокладывает через болото. Без этой гати - нет пути через болото.
При этом Есенин становится в позу идущего человека, показывая руками на лежащую перед ним гать.

Метафора натянута, и я сильно подозреваю, что слова Есенина преследуют одну цель: продемонстрировать, что их автор знает и может объяснить, что такое гать.

Тогда же, в 1921 г., он пишет стихотворение:

Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.

Образ железная дорога => чугунная гать вполне соответствует словарю.

литература, великий-могучий

Previous post Next post
Up