Стэнфордские головоломки для развития креативности, критического мышления и problem solving

Nov 20, 2019 14:32

В Стэнфордской школе дизайн-мышления (d.school) уверены, что решение головоломок (пазлов) развивает коммуникационные навыки людей, сотрудничество в группе, критическое мышление, креативность, problem solving. Пазлы могут касаться специфической области (математика, история и т.п.), в их основе могут лежать необходимые навыки (сотрудничество, коммуникация) и т.п.

Какой пазл можно считать хорошим?

Чувствительные пазлы
Пазлы, решение которых вызывает у людей многочисленные ощущения, могут быть очень интересны. Можно, например, сделать пазл на основе музыкальных нот, запаха и т.п.

Пазлы, требующие участия множества разумов/людей
Пазлы, требующие участия многих людей, часто больше всего запоминаются. Пазлы, решить которые может один человек, оставляют мало место для взаимодействия и часто скучны.

Пазлы со специфическим контентом
Пазлы, которые требуют специфического контента, - уникальны. Это отличная возможность протестировать знания. Добавление академических знаний в пазлы делает его содержание и сам пазл более захватывающим.

Пазл «The Rebels Throughout History» (Бунтари в истории)

В данном пазле студентам нужно найти в помещении фотографии исторических фигур (вы можете изменить тему пазла) и разместить их в хронологическом порядке. После этого студентам нужно расшифровать пазл и найти код, чтобы разблокировать замок из комбинации букв.

Это пазл на логическое мышление. Необходимые навыки - критическое мышление, problem solving, умение проводить эксперименты. Пазл можно создать менее чем за 15 минут. Для решения пазла необходимы цветные маркеры, замок с комбинацией из 5 букв, обычный принтер.

Шаг 1. Начертите на бумаге (белой маркерной доске) в линию 5 прямоугольников размером с лист бумаги каждый. На место этих прямоугольников затем нужно будет прикрепить картинки.
Шаг 2. Возьмите кружку и под каждым прямоугольником нарисуйте круг.
Шаг 3. Под каждым кругом напишите следующие цифры слева направо: 5-3-2-1-8. Это код, который студенты должны вычислить, когда разместят картинки.
Шаг 4. Не забудьте вверху листа написать название пазла.
Шаг 5. Распечатайте 5 фотографий исторических фигур. Это Моисей, Антигон, Ганди, Роза Паркс (Rosa Parks), Ruth Ginsburg. Напишите их имена под фотографиями. Спрячьте их где-нибудь в помещении.
Шаг 6. Снабдите студентов магнитами, чтобы они могли поместить исторические персонажи на доске в хронологическом порядке.
Шаг 7. Число под кругом соответствует букве в имени. Например, под первым кругом стоит число 5. Оно соответствует 5-й по счету букве в слове Moses (Моисей), т.е. S. Под вторым кругом цифра 3. Это 3-я по счету буква в слове Antigone (Антигон), т.е. T. В итоге получается комбинация из 5 букв STARS. Это код для открытия замка.
Шаг 8. Запрограммируйте заранее замок на комбинацию букв STARS и поставьте замок на какой-нибудь ящик и т.п. Когда студенты найдут код, разблокируют замок и откроют ящик - найдут в нем следующий пазл.

The Worldly Traveler (Путешественник по миру)

Это отличный пазл, позволяющий связать вместе критическое мышление и географию. Легко сделать ремикс данного пазла и очень просто его создать. Это пазл на логическое мышление. Необходимы такие навыки, как критическое мышление, умение работать с контентом. Пазл можно создать менее чем за 10 минут.

Студенты находят разбросанные клочки письма, в котором идет речь о путешествии по миру. Им нужно найти места на карте, чтобы определить направления движения путешественника. Эти направления движения (вправо-влево-вверх-вниз) соответствуют стрелкам на замке, который нужно таким образом открыть.

Потребуются цветные маркеры, замок со стрелочной комбинацией вверх-вниз-влево-вправо, карта мира, принтер.

Шаг 1. Напишите письмо от одного студента другому с деталями его недавнего путешествия по миру. Вместо того, чтобы использовать локации с именами, используйте региональные специфические области, как тропический лес в Амазонке или реку Нил. Пример из письма: «начал путешествие в Кейптауне…Оттуда полетел в Хельсинки и т.п.».
Шаг 2. Прикрепите карту мира на стену.
Шаг 3. При помощи маркера студенты стрелками отмечают на карте направление движения путешественника.
Шаг 4. В итоге студенты получают направления движения путешественника в виде четырех стрелок (например, вверх-вниз-влево-вверх), при помощи которых открывают затем замок, заранее запрограммированный на такую комбинацию.
Шаг 5. Студенты используют направления-стрелки в замке, чтобы открыть его и получить следующий пазл.

С другими головоломками, используемыми в Стэнфордской школе дизайн-мышления, можно ознакомиться здесь.

problem-solving, дизайн-мышление, d.school, логика, Пазл, головоломка, креативность

Previous post Next post
Up