Рефрейминг - это прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную, способность видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон.
«Классический пример рефрейминга - техника «Степени десятки» (Powers of Ten), -
пишет профессор Стэнфорда Тина Силиг (Tina Seelig). - Название исходит от одноименного документального фильма об относительных размерах объектов во Вселенной 1968 г. Фильм изображает Вселенную в множителях числа десять. Все начинается на пикнике в Чикаго и фильм переносит нас к внешним границам Вселенной. Каждые 10 секунд мы видим начальную точку с расстояния в 10 раз дальше, до тех пор, пока наша галактика видна только как пятнышко света среди других галактик. Затем мы возвращаемся с фантастической скоростью назад на Землю и двигаемся уже внутрь - в руку заснувшего на пикнике мужчины, каждые 10 секунд увеличивая изображение в 10 раз. Наше путешествие заканчивается внутри протона атома углерода молекулы ДНК в белой кровяной клетке.
Этот пример отлично показывает, что на каждую ситуацию в мире можно смотреть под разными углами, с близкого расстояния, издалека, вверх тормашками и т.п. С утра до вечера мы создаем фреймы (рамки) того, что видим, слышим и переживаем, и эти фреймы как сообщают нам, как мы думаем, так и ограничивают наш мыслительный процесс. В большинстве случаев мы даже не рассматриваем фреймы - мы только предполагаем, что смотрим на мир через правильный набор линз».
Способность задаться вопросом или сменить фрейм - важный ключ в развитии собственного воображения, поскольку в таком случае можно совершенно по-новому взглянуть на ту или иную ситуацию. Еще Альберт Энштейн говорил: «Если бы у меня был один час на решение какой-нибудь проблемы и моя жизнь зависела от решения данной проблемы, я бы потратил первые 55 минут на то, чтобы определить, какой вопрос нужно задать. И как только я буду знать, какой вопрос задать, я решу проблему меньше чем за 5 минут». Воображение можно также развить, если смотреть на каждую ситуацию с точки зрения разных людей. Например, как ребенок или взрослый человек видит ситуацию? Как ситуацию видит эксперт и новичок, богатый человек и бедный? Как видит ситуацию высокий человек и человек низкого роста?
Техника рефрейминга «Степени десятки»
Цель
помочь понять широкий контекст, в котором проблема существует, и схватить неочевидную суть проблемной ситуации.
Длительность
от 5 до 50 минут в зависимости от глубины и размаха упражнения.
Размер группы
упражнение можно проводить в маленьких группах или в большом классе.
Для чего нужна?
это мощное упражнение для генерации большого количества идей во время процесса эмпатии. Техника помогает понять широкий контекст, в котором существуют пользователи, схватить более глубокую, неочевидную суть проблемной ситуации.
Как использовать?
рассмотрите возрастание или снижение важности контекста для установления связей и схватывания сути проблемной ситуации. 2 примера, как можно использовать данную технику рефрейминга в процессе дизайн-мышления.
- «Степени десятки» для схватывания сути проблемной ситуации. Представьте, что вы занимаетесь проектом и пытаетесь понять мотивацию пользователей и их подход к какому-либо аспекту жизни. Вы размышляете над тем, как пользователи принимают решение о покупке того или иного товара. Вы уже наблюдали и сделали вывод, что пользователь читает перед покупкой товара отзывы других людей о данном продукте. Вам стало понятно, что данный пользователь ценит мнение своих коллег, когда делает покупки. Теперь представьте, что пользователь покупает товары разной стоимости, от упаковки жевательной резинки до пары ботинок, дивана, машины, дома. Продумайте поведение пользователя в таком случае. Меняется ли поведение пользователя в данном случае? Какие есть нюансы? Запишите свои мысли.
- «Степени десятки» для ideation. В ходе брейнсторминга с генерацией идей в группе время от времени происходит затишье. Один из способов выработки новой энергии - использование техники «Степени десятки». Продолжайте с темой брейнсторминга, но добавьте ограничение. «Что, если внедрение продукта будет стоить более миллиона долларов?», «менее 25 центов?», «что, если это будет физически шире, чем эта комната?», «тоньше, чем колода карт?» и т.п.