Учеба в Гарварде не представляет опасность для авторитарных режимов

Sep 03, 2013 09:29


В конце августа 2013 г. в журнале The New Times появилась статья «Знания как угроза» главного редактора этого издания Евгении Альбац. Выпускница Гарварда в ярких красках пишет о своей учебе в этом учебном заведении, но основная суть статьи в том, что западное образование представляет собой прямую угрозу для авторитарных властей. Я с этим полностью не согласен. Действительно, в последнее время постоянно слышишь, что выпускник Йеля нарушил покой жуликов и воров в России, что выпускники Стэнфорда высказываются в его поддержку и организуют на это дело других предпринимателей, что выпускники Гарварда встречают друг друга на митингах оппозиции в Москве чуть ли не на каждом шагу и т.д. Т.е. получается, что больше всего не довольны текущим положением дел как раз наиболее образованные слои населения с очень высоким материальным достатком. Но от таких людей угроза как раз и не велика. Авторитарные режимы уже научились контролировать эти поползновения. Тем более, что такие люди все будет делать этично, по закону. Они как раз своими действиями и легитимизируют действующую власть, сами того не осознавая. А вот чего больше всего авторитарной власти нужно опасаться, так это соперничества внутри самой власти и силового блока. Добиться успеха сможет лишь очень коварный и подлый человек, готовый с легкостью преступить закон. Чтобы обладать такими качаствами нет нужды учиться в Гарварде! Я вот считаю, что у недовольных в такой ситуации есть 2 выбора: либо полностью изолировать себя от влияния действующей власти, либо уезжать из страны. Вы, конечно, сразу вспомните картинки телевизионных каналов, на которых море людей в Египте борются за свою свободу и т. п. Но ситуация в России (Беларуси) совсем другая. Людей здесь больше заботит, чтобы было поесть и на что детей в школу собрать. Столько людей как в Египте никогда на улицы не выйдут.

Вот еще некоторые фрагменты из статьи, которые мне запомнились:


- «Но Гарвард не только дал знания - университет воспитывает целый ряд важнейших интеллектуальных привычек. Например, что авторитетов нет, любой текст требует критического взгляда.

- Любая использованная чужая идея, чужая мысль (даже без цитаты) в любой письменной работе должна иметь обязательную ссылку: куча времени уходила ровно на то, чтобы проверить, не пришел ли к схожим выводам кто-то раньше, а для этого надо было перелопатить немало статей в журналах и книг. О заимствовании, столь привычном в российских как студенческих работах, так и диссертациях, не могло быть и речи (как и списывание у соседа на экзамене или шпаргалки): позор и немедленное отчисление из университета. Кстати, на этом - из тех случаев, о которых я знаю (в Беркли и Йельском университете), - попадались исключительно студенты из бывшего соцлагеря.

- Наконец, может быть, главное, что дал Гарвард: понимание объема мира, не укладывающегося в примитивные конспирологические теории, осознание того, что люди размышляли о сущностных вопросах до тебя и будут это делать после, что одной истины нет, а подходов к той же проблеме может быть N + 1 и многие из них могут оказаться правильными. И еще, что человек в клетке, за редчайшим исключением, хорошо думать, не говоря уже о том, чтобы созидать, - не может. Свобода - это не подарок, это то, что делает человека человеком».

Стэнфорд, Йель, mba, знания, Гарвард

Previous post Next post
Up