6. Размышления о новой системе образования и науки

Jan 22, 2016 14:40

Данная публикация содержит размышления относительно системы образования и науки, ставит вопросы относительно существующего положения вещей и предлагает ряд кардинальных мер, направленных на исправление ситуации.
Я не претендую на абсолютную истину и открыт для дискуссии. Тем не менее убежден, что даже если предлагаемые меры не учитывают каких-либо аспектов, поставленные вопросы требуют разрешения.

Недостатки образования и науки

Прежде чем делать предложения по реформированию образовательного процесса и научной деятельности, хотел бы перечислить недостатки, на мой взгляд, присущие этим сферам.

Школа:
1. Нет комплексного понимания того, какую цель преследует изучение того или иного школьного предмета в заданном объеме.

2. Каждый человек обладает разными способностями. Если у ребенка нет склонности к какому-либо предмету, какой смысл пытаться преподавать ему программу в объеме, рассчитанном на его более способных сверстников? Не имеет ли смысл сконцентрироваться на предметах, более ему близких?

3. Многие знания большинству школьников никогда не понадобятся в жизни и, что еще хуже, забудутся сразу после окончания школы.

4. Оценка по пятибальной шкале никак не направлена на то, чтобы сократить отставание школьников, демонстрирующих недостаточную успеваемость, не препятствует их отставанию в будущем, а также способствует их сегрегации.

5. Непонятно, зачем нужен выпускные экзамены? Если школьник доучился до последнего класса и имеет нормальную успеваемость, то это является существенным аргументом за то, что он усвоил школьную программу.

Институт:
1. Отбор в институт на основе вступительных экзаменов не гарантирует получение квалифицированных специалистов на выходе. В свою очередь, на этапе отбора в силу разного рода случайностей могут быть отсеяны высокомотивированные и талантливые абитуриенты.

2. Ограниченное число мест и связанный с этим конкурс вынуждает абитуриентов поступать в ВУЗы, в которые они первоначально не собирались поступать, и на специальности, о которых ранее не думали. Указанные факторы также служат препятствием получения знаний всеми желающими их получить.

3. Большое число выпускников ВУЗов не собиралось и никогда не будет работать по специальности.

4. При трудоустройстве, выпускников приходится либо учить заново, либо переучивать - полученные ими в ВУЗе знания не соответствуют специфике места трудоустройства.

5. Преподавательский состав, зачастую, не ведет полноценной научной деятельности, создавая лишь ее видимость для отчетности.

6. В большинстве случаев, преподаватель из года в год излагает на лекциях один и тот же материал. В свою очередь, студенты изучают материал на основании конспектов, записанных в ходе этих лекций. Зачем в этом процессе нужен преподаватель, если содержимое лекций уже известно?

7. Преподаваемые студенту предметы, зачастую, содержат откровенно избыточную информацию, который студент забудет сразу же после сданной сессии (например, доказательства тех или иных теорем).

8. Помимо предметов, непосредственно относящихся к специальности студента, ему преподается много предметов, которые не пригодятся в ходе его деятельности.

Научная деятельность:
1. Носители установившихся в науке парадигм служат непреодолимым препятствием для продвижения альтернативных точек зрения в силу конфликта интересов, что потенциально может существенно тормозить развитие науки (в особенности это применимо к физическим наукам). При этом следует отдавать отчет, что имеется достаточное число мошенников, фальсификаторов или просто неграмотных людей, чья псевдонаучная деятельность требует ограничений.

2. Имеется неясность относительно того, кто должен определять направление исследований - государство или научное сообщество, и как следствие, распоряжаться бюджетом, отведенным на научные исследования.

3. Смысл научных степеней «кандидата наук» и «доктора наук» неочевидна и скорее служит удовлетворению эго их обладателей, нежели имеет практическую ценность. Не является ли главным критерием состоятельности научного сотрудника его способность качественно осуществлять научную деятельность, и статус эксперта в своей области?

4. Существующая система подготовки молодых специалистов способствует их полной зависимости от научных руководителей, и оставляет беззащитными перед произволом научного сообщества.

5. В ряде случаев, направления проводимых исследований и получаемые результаты являются крайне спорными.

6. В идеале, научной деятельностью должно заниматься как можно больше народа - это ускорило бы развитие науки. Однако, с одной стороны, научное сообщество является относительно закрытым, а с другой, увеличение штата сотрудников порождает вопрос об их финансировании.

Принципы организации новой системы образования и науки

Школа:
1. Совокупность предметов, преподаваемых в школе, должна быть определена на основании решения ими следующих задач:
- Развитие способностей учащихся, умственных и физических.
- Обучение навыкам, которые могут пригодиться учащимся в жизни.
- Формирование личности учащихся.
- Развитие кругозора учащихся, повышение их эрудиции.
- Предоставление знаний, являющихся базовыми для дальнейшего обучения по выбранной учащимися специальностям.

2. Уровень освоения предметов должен иметь всего две степени - «базовую» и «продвинутую». При этом базовый уровень должен быть определен так, чтобы быть доступным к усвоению любым учащимся, вне зависимости от его особенностей, и зависеть лишь от его усердия. Продвинутый уровень должен соответствовать уровню полного усвоения материала в заданном объеме.

3. На протяжении учебного цикла периодически должен осуществляться контроль над степенью усвоения материала учащимися в виде тестов. Тесты, прежде всего, предназначены для самого учащегося с целью показать ему степень усвоения материала.

4. Организация учебного процесса должна быть такой, чтобы учащийся мог провести работу над ошибками и пересдать неудачно написанный им тест. Такая организация достижима в случае, если тестирование может быть осуществлено с использованием средств информатизации и без привлечения учителя.

5. Переход в следующий класс возможен лишь при усвоении учащимся всех предметов на всем протяжении учебного цикла на уровне не ниже базового.

6. Изложение материала предметов, направленных на повышение эрудиции или являющихся базовыми для продолжения обучения после окончания школы, должно быть осуществлено таким образом, чтобы имелась четкая грань между базовым и продвинутым уровнем. Базовый материал полностью необходим к усвоению всеми без исключения учащимися, а продвинутый лишь тем из них, кто стремится усвоить его в полном объеме.

7. Вместо выпускных экзаменов должно осуществляться добровольное тестирование, помогающее выпускникам школ определиться относительно направления их дальнейшего обучения.

Институт:
1. Все специальности должны быть разделены на две категории: требующие передачу навыков путем взаимодействия с преподавателем (например, преподавание иностранных языков или изобразительных искусств), и допускающие передачу знаний в письменном виде или путем мультимедийных средств.

Прием на специальности, требующие взаимодействия с преподавателем, стоит оставить в том виде, что имеется в настоящее время - путем вступительных экзаменов на фиксированное число бюджетных мест.

Далее речь будет идти лишь о специальностях, допускающим передачу знаний в письменном виде или путем мультимедийных средств.

2. Доступ к обучению должен быть неограничен для всех желающих, бесплатен, и без вступительных экзаменов.

3. По каждому предмету для выбранной специальности должно быть подготовлено единое учебное пособие, подробно и в доступной форме излагающее тот минимум, который необходим для самостоятельного освоения курса. Подготовка учебных пособий должна осуществляться с привлечением ведущих специалистов по выбранному направлению.

4. По каждой специальности должен быть определен минимальный список дисциплин, без овладения которыми дальнейшая работа по специальности невозможна.

5. Должна быть организована сеть специализированных центров, в рамках которых обучающиеся могли бы проходить тестирование, направленное на определение степени освоения ими выбранных учебных дисциплин. Тестирование должно осуществляться посредством средств информатизации в условиях, исключающим мошенничество. В свою очередь ВУЗы, в их привычном понимании, должны быть ликвидированы.

6. Успешное освоение той или иной дисциплины должно выражаться в 100% прохождении обучающимися соответствующего тестового задания.

7. По результатам выполненных тестов по совокупности требуемых дисциплин, обучающийся получает диплом о полученном высшем образовании.

8. Обучающийся может одновременно получать образование по нескольким специальностям. В этом случае, если какая-либо дисциплина присутствует в учебном плане нескольких специальностей, то будучи единожды сданной, она зачитывается по всем из них.

9. Подразумевается, что полученное на основании изложенных принципов обучение является базовым, позволяющим продолжить обучение путем вовлечения в рабочий процесс на стороне работодателя.

10. Должен осуществляться постоянный мониторинг потребностей народного хозяйства в специалистах по выбранной специальности и числа потенциальных соискателей на эти вакансии. Эта мера нацелена на то, чтобы соискатели могли оценить текущий конкурс, оценить свои силы и вовремя скорректировать свой курс обучения, возможно, освоив дополнительную специальность.

11. Работодатель волен осуществлять конкурсный отбор претендентов с целью выбора лучшего из них, в случае избыточности числа претендентов по выбранной специальности.

Научная деятельность:
1. С целью координации научных исследований должен быть создан государственный центр по перспективным разработкам. Его задачей будет являться определение глобальных целей научной деятельности, разработка стратегий их достижения, определение отдельных этапов и экспертиза отдельных задач с точки зрения приоритета, перспективности и реализуемости. Научное сообщество тоже должно принимать активное участие в разработке генерального плана проведения исследований, внося свои дополнения и коррективы по мере реализации проектов.

2. Деятельность по любой научной дисциплине может быть условно разделена на следующие составляющие:
- Аккумуляция знаний.
- Извлечение новых знаний.
- Синтез новых знаний.
Некоторые дисциплины включают в себя только одну составляющую, некоторые - все перечисленные в разных пропорциях. Разные типы научной деятельности требуют разного подхода с точки зрения их организации.

3. Целью аккумуляции знаний является достижение экспертного уровня по выбранному направлению. Список таких направлений, а также требуемую численность экспертов по каждому из них, определяет государственное ведомство.

4. Знания по ряду научных дисциплин по большей части ограничены имеющимся в наличии материалом, в то время как по другим эти знания периодически пополняются в результате сбора нового материала и/или путем интеллектуальных изысканий. В зависимости от этого, эксперты должны быть разделены на две категории: получившие свой статус на основе научных изысканий (синтез новых знаний), или подтвердившие свой статус на конкурсной основе. Статус первых из них является постоянным в случае, если они продолжают осуществлять научную деятельность, а вторых - временным. При этом, для ряда научных дисциплин допускается существование только «временных» экспертов.

5. «Временные» эксперты определяются на конкурсной основе, в результате «интеллектуальных спаррингов» между претендентами на данное звание, проводимым по определенным правилам. Интеллектуальные спарринги проводятся с заданной частотой, заставляя экспертов регулярно подтверждать свой статус, либо уступать его более подкованным претендентам.

6. В обязанности экспертов входит рецензирование публикаций по направлению, входящему в сферу их компетенции, а также консультация в случае обращения к ним. Взамен эксперты получают фиксированную прибавку к заработной плате на их основном месте работы, а также оплату за рецензирование.

7. Извлечение новых знаний осуществляется в виде сбора имеющегося материала, а также в ходе экспериментов. Направление исследований и, как следствие, требуемое число научных команд, утверждается государственным ведомством. Закрепление задачи за научной командой осуществляется на конкурсной основе. Во главе каждой команды стоит ее руководитель, который по согласованию с ведомством определяет ее численность, состав и условия привлечения сотрудников (команда может состоять и из одного руководителя). Кроме этого, определяются сроки и дополнительные расходы, оплачиваемые государством. Результатом научных изысканий служат полученные новые знания в виде отчета о проделанной работе и оценка вклада каждого вовлеченного сотрудника.

8. Синтез новых знаний находит отражение в публикации научных статей, монографий и прочих печатных материалов, которые должны проходить обязательное рецензирование у ведущих специалистов. Результатом рецензирования должен служить допуск материала к публикации (или рекомендации по его улучшению), а также оценки относительно сформулированных критериев (объем знаний, значимость, новизна и т.д.). Для исключения ошибки, рецензирование может независимо осуществляться несколькими специалистами, чьи оценки ложатся в основу финальной оценки материала. В зависимости от нее автор получает разовое денежное вознаграждение согласно утвержденного тарифа, а при достижении суммой набранных им оценок определенного значения получает возможность самому выступать в качестве рецензента на постоянной основе. Это является своего рода аналогом научных степеней, существующих в настоящее время, которые могут быть отменены по причине их ненадобности.

9. В случае, если в работе автора в последующем будут обнаружены признаки фальсификации, то с автора взыскивается ранее перечисленные ему гонорар, а к самому нему применяются штрафные меры.

10. Научные сотрудники в ранге экспертов обязаны осуществлять подготовку новых кадров путем консультаций, вовлечения в проекты по извлечению новых знаний и участия в совместных проектах синтеза новых знаний в виде совместных публикаций. Для этого устанавливается минимальное и максимальное число новых специалистов, которое может быть прикреплено к эксперту. В свою очередь, новый специалист может одновременно прикрепиться к нескольким экспертам. Прикрепление молодых сотрудников осуществляется по их собственному желанию и не является обязательным.

11. В случае использования модели экономики, описанной в моей более ранней публикации, научная деятельность в государстве потенциально может быть ограничена лишь числом людей, которые могут быть задействованы в этой сфере без ущерба другим областям народного хозяйства, а также стоимостью специального оборудования, требующегося для проведения экспериментов и закупаемого за рубежом. Что касается потребности в дополнительных работах и дополнительном оборудовании, которые могут быть удовлетворены силами отечественной экономики, то в этом случае может быть применена следующая схема. При утверждении проекта по извлечению знаний со стороны государственного органа, данному проекту присваивается определенный приоритет, после чего его руководитель получает возможность напрямую осуществлять заказы у государственных поставщиков услуг на безналичной основе. В этом случае оформляется заявка, которая реализуется в порядке очередности и в случае отсутствия у поставщика заявок с более высоким приоритетом.

12. Если результатами научных изысканий автора являются теории и концепции, идущие вразрез официально принятой точке зрения, вследствие чего он не может пройти рецензирование специалистов, это не является поводом для препятствования его научной деятельности. В этом случае автор может прибегнуть к независимому арбитражу, организуемом с привлечением сотрудников государственного центра по перспективным разработкам.

13. В случае проведения арбитража, стоит выделить два случая: проверяемая теория имеет практическое применение и может быть подтверждена экспериментом, необъяснимым с точки зрения официальной науки, и теория, не имеющая практического применения.

Если теория имеет практическое применение, то в рамках арбитража в независимой лаборатории автором организуется демонстрация эксперимента, способного подтвердить его теорию. Если же проведение эксперимента сопряжено с извлечением знаний, и как следствие, дополнительными расходами, то данный проект может быть одобрен к реализации, но с присвоением ему низкого приоритета. В случае подтверждения правоты автора, его работа получает право на публикацию и к ней привлекается особое внимание со стороны государственного центра, а в противном случае к автору применяются штрафные санкции.

Если теория не имеет практического применения, то проверка осуществляется в виде возражения автора на заранее выдвинутое, фиксированное число основных замечаний со стороны рецензентов. В силу того, что теория носит абстрактный характер, то решение по ней принимаются на основании субъективной оценки арбитражной комиссии, причем решение принимается лишь в случае очевидной правоты или неправоты автора: в случае очевидной правоты автора, его работа получает право на публикацию, а в случае очевидной неправоты к нему применяются штрафные санкции. Если же принятие решения затруднено, то публикация работы не осуществляется, а на автора накладывается ограничение на обращение в арбитражную комиссию на определенный срок.

Концептуальное

Previous post Next post
Up