4. Размышления о принципах организации новой экономики

Jan 13, 2016 03:48

Размышляя на тему существующих в России (да и в большей части мира) экономических взаимоотношений, я столкнулся с рядом фактов, говорящих о том, что в основе современной экономики лежат неверные принципы. Я решил выделить «неправильные» моменты и предложить набор правил, позволяющих их избежать.

Информация открытая и я был бы только рад, если кто-либо взял ее на вооружение - по сути, предлагается готовая экономическая программа (может, нуждающаяся еще в небольшой корректировке). Берите, пользуйтесь.

Парадоксы экономики
Случай 1
Проведем мысленный эксперимент. Пусть некий житель средней полосы России выращивает пшеницу. Пусть ее также выращивает житель Черноземья. Очевидно, что урожай в более южном регионе будет более богатый, чем в северном. И в случае конкуренции на рынке двух указанных лиц, житель средней полосы грозит стать банкротом.

Продолжим логические размышления. Пусть границы государства открыты для сельскохозяйственных товаров иностранного происхождения. В этом случае пшеница из Черноземья может оказаться неконкурентоспособной по сравнению с выращенной в еще более южных широтах, позволяющих выращивать по два урожая в год. И как в случае с жителем средней полосы России, житель Черноземья также окажется убыточен при указанных условиях.

Но может быть в таком случае рассматриваемые жители могли бы заняться чем-то другим? Например, производить некую продукцию. Но логические размышления в прежнем ключе снова приведут к выводу, что практически любое производство в других регионах мира будет более выгодно, нежели в России. Куда дешевле рабочая сила, условно говоря, жителя Африки, готового работать за миску риса и живущего в лачуге, чем жителя нашей страны. Что же касается наукоемкой продукции, то данная область уже плотно занята экономиками развитых западных стран и на этом рынке нас никто не ждет.

Исходя из вышесказанного, единственным отечественным товаром, который будет бесспорно пользоваться успехом на внешних рынках, останутся природные ресурсы. В таком случае экономически целесообразным числом жителей страны будет являться оценка, данная в свое время Маргарет Тетчер - 15 миллионов человек, осуществляющих добычу и транспортировку указанных природных ресурсов.

Складывается парадоксальная ситуация. На протяжении тысячелетий жители как средней полосы России, так и Черноземья, выращивали продовольствие, рожали и растили детей, обеспечивали себя всем необходимым и не задумывались о том, что их деятельность может быть невыгодной. Но в случае свободной конкуренции их существование оказывается попросту экономически неоправданным.

Вывод: Свободная конкуренция без специальных оградительных мер со стороны государства угрожает благополучию как отдельных регионов, так и государства в целом.

Случай 2
Предположим, есть выдающийся ученый в области медицины. Для разработки уникальной методики лечения ему требуется финансирование. Однако у государства нет денег на его научные изыскания. В результате ученый сидит без дела, подрабатывая время от времени репетиторством.

Таким образом имеется человек, готовый вкладывать свой труд в очевидно нужном направлении. И есть государство, которому результат работы ученого вроде как нужен. Но т.к. нет денег, то никто из сторон ничего не получает.

Вывод: Первичность наличия денег по отношению к работе/услуге служит препятствием для экономического развития.

Случай 3
Важнейшим показателем, характеризующим экономику, является ВВП - валовой внутренний продукт. Данный показатель характеризует стоимость произведенных государством за год товаров и услуг.

Однако представим себе следующую гипотетическую ситуацию. Пусть некий персонаж в рамках федеральной программы сливает в реку токсичные отходы. Из-за этого местные жители болеют. В результате огромное число людей вовлекается в решение проблемы: инженеры бьются над разработкой методов очистки воды, врачи пытаются лечить людей, фармакологи выпускают лекарства, экологи выпускают и распространяют тематические буклеты. Создается масса новых рабочих мест, ВВП растет. Однако, как не трудно заметить, вся упомянутая деятельность отношения к развитию экономики не имеет.

Вывод: Макроэкономические показатели в денежном выражении не характеризуют степень развития экономики.

Случай 4
Одной из целей научно-технического прогресса является повышение производительности труда. Повышение производительности позволяет сократить число работников, задействованных в какой-либо деятельности, а освободившиеся трудовые ресурсы могут быть направлены в другие отрасли экономики. В то же время объем потребляемой материальной продукции человеком конечен, поэтому освободившиеся ресурсы направляются в сферы, объективная ценность которых для общества зачастую спорна. При этом все члены общества продолжают работать в том же самом напряженном режиме, как и прежде.

Вывод: Работа может не иметь какой-либо конечной цели, и осуществляться лишь ради самой работы. В этом случае, объем произведенной работы выступает скорее в качестве предлога для материального поощрения, не облегчая условия жизни в рамках общества в целом.

Случай 5
В условиях рыночной экономики объем материального вознаграждения специалиста зачастую продиктован не квалификацией специалиста и его затратами, а финансовой успешностью предприятия, на котором он работает (а также щедростью работодателя). При таком подходе всегда будет иметь место расслоение в области развития того или иного направления экономики вопреки реальной востребованности со стороны общества. Например, банковский специалист окажется более конкурентен по сравнению с инженером на государственном авиационном предприятии.

Вывод: В условиях рыночной экономики объем материального вознаграждения специалиста продиктован факторами, не зависящих напрямую от характеристик его как специалиста, и качества его работы.

Случай 6
Представим себе компанию, производящую некие бытовые приборы. Если качество этих приборов будет способствовать их долгому использованию, а функциональность полностью удовлетворять запросы покупателей, то потребность в покупке аналогичного прибора у людей возникнет не скоро. Таким образом производителю будет не выгодно выпускать качественную и долговечную продукцию, т.к. это снизит их доходы в будущем.

Вывод: Рыночная экономика в ряде случаев не способствует производству качественных и долговечных товаров.

Принципы организации новой экономики
Учитывая все вышенаписанное предлагается модель экономики, позволяющая разрешить сформулированные противоречия.

1. Экономика государства должна быть закрытой. Доступ к рынку должен быть существенно ограничен для товаров иностранного производства, и дозволяться лишь в случае отсутствия отечественных аналогов или при условии существенной наценки, не позволяющей данной продукции конкурировать с местным производством. В таком случае отечественный производитель ограждается от конкуренции с регионами, где климатические или социальные факторы позволяют выпускать более дешевую продукцию, и тем самым сохранить рабочие места.

2. Экономика должна базироваться на принципах государственного планирования, однако допускать существование частного предпринимательства. Государственное планирование должно обеспечить эффективность используемых трудовых и материальных ресурсов, а частное предпринимательство - придать необходимую гибкость в областях, нацеленных на более полное удовлетворение потребностей жителей. Государственный сектор должен включать в себя добычу природных ресурсов, производство, сельское хозяйство, науку, медицину, банковский сектор, транспорт и т.д. Частное предпринимательство может присутствовать в сфере услуг, торговли, производства технически простых предметов быта, мелкого сельскохозяйственного производства и т.д.

3. Размер материальной компенсации для работников государственного сектора должен не зависеть от конечной стоимости продукции и услуг, ими производимых. Это позволит избежать перекосов в экономике и производить оплату на справедливой основе. Расчет основной части заработной платы отдельного сотрудника предлагается осуществлять по следующей формуле:

Основная часть заработной платы = S * k1 * k2 * k3
где:
S - базовая ставка заработной платы, установленная для всей экономики в целом.
k1 - профессиональный коэффициент, характеризующий сферу деятельности и должность работника, k1 ≥ 1. Величина данного коэффициента в свою очередь зависит от требуемой квалификации специалиста (наличие профильного образования повышает коэффициент), сложности и вредности работы, престижности специальности. Определяется государством.
k2 - индивидуальный коэффициент, отражающий эффективность работника за выбранный промежуток времени в рамках коллектива. При этом сумма индивидуальных коэффициентов для коллектива в целом должна быть равной числу работников (с тем, чтобы выплаты не оказывали влияния на себестоимость конечной продукции). Определяется локальным руководителем.
k3 - региональный коэффициент, k3 ≥ 1. Связан с трудовой миграцией и носит поощрительный характер. Размер коэффициента, а также список регионов и специальностей, к которым он применяется, определяется государством.

Конечный размер заработной платы для ряда специальностей должен определяться не только размером основной части заработной платы, но и с учетом ряда факторов, рассмотренных ниже.

4. Можно выделить два типа производства относительно объемов выпускаемой продукции: фиксированный, размер которого обусловлен установленным планом и перевыполнение которого не желательно, и неограниченный, при котором чем больше произведено продукции, тем лучше. При неограниченном объеме производства в случае перевыполнение плана должно осуществляться дополнительное вознаграждение передовика, пропорциональное превышению установленного плана. В случае перевыполнения плана в области сельского хозяйства размер дополнительной компенсации определяется на основе прогнозной экспертной оценки. Описанные меры направлены на поощрение дополнительного труда.

5. Должен поощряться выпуск новых, инновационных изделий. Данное требование выполнимо в случае непосредственной заинтересованности в этом лиц, ответственных за реализацию ключевых характеристик выпускаемой продукции. Такая заинтересованность может быть достигнута путем введения для этих сотрудников премиальных выплат, зависящих от успеха продукции на рынке.

6. В качестве государственной политики должен поощряться выпуск качественной и долговечной продукции. Это может быть достигнуто путем внедрения со стороны государства нормативов на длительность использования продукции, основанных на экспертной оценке скорости ее морального устаревания, потенциальной долговечности используемых материалов, скорости научно-технического прогресса в выбранной области.

7. Цены на товары должны регулироваться с учетом потребительского спроса на них и ограниченности данного товара. К примеру, если количество товара (например, хлеба) полностью достаточно для удовлетворения потребностей населения, то его продажа может осуществляться по ценам, не сильно отличающихся от себестоимости. В случае, если спрос на товар превышает его количество (например, какой-либо деликатес), то для этого товара вводится регулирующая наценка, нацеленная на уменьшение спроса на данный товар. Регулирование должно производиться на государственном уровне исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры.

8. Добавленная стоимость товара должна определяться исходя из заработной платы сотрудников, задействованных в его производстве (в ряде случаев без учета их региональных коэффициентов).

9. Стоимость идентичных товаров, произведенных в разных регионах с разными условиями, должна быть одинаковой для потребителей. Например, стоимость центнера зерна, выращенного в Смоленской области или Краснодарском крае, должна совпадать. В этом случае, стоимость товара (без регулирующей наценки) должна рассчитываться как среднее взвешенное значение себестоимости товара по разным регионам.

Стоит отдельно отметить, что усреднение себестоимости товара не отрицает дальнейшей оптимизации относительно данного показателя в рамках национальной экономики.

10. Деньги должны играть роль средства оценки индивидуальных трудовых затрат и инструмента ограничения потребления. Обеспеченность их какими-либо активами не предусматривается. В этом случае эмиссия денег определяется потребностью в них для оплаты труда работников государственного сектора и бюджетных институтов, для выплат инвалидам и пенсионерам, через которых в свою очередь деньги доходят и до частного сектора. Инфляционные тенденции регулируются регулирующими наценками, описанными выше. Потребности в налоговых сборах в таком случае отсутствуют.

11. Курс национальной валюты должен быть фиксирован и определяться государством.

12. Все внешнеторговые операции должны осуществляться либо государственными органами, либо при их посредничестве.

13. Допускается существование безработицы. Государство обязано обеспечить работой людей, желающих работать, но не обязано заботиться о трудоустройстве лиц, работать не желающих и снижающих трудовую дисциплину в коллективе.

14. Лицам, не имеющим работы, должно быть назначено пособие по безработице. Однако для повышения их мотивации к трудоустройству они должны иметь доступ лишь к покупке товаров первой необходимости по отдельным категориям (в состав которых не входит ряд пищевых продуктов, в частности, деликатесы или алкоголь, предметы роскоши, развлечения и т.д.). С этой целью пособие по безработице должно выдаваться в виде специальной валюты, отличной от валюты работающих людей, покупка при помощи которой ограничена.

15. Трудоспособные лица, получающие пособия по безработице, должны быть лишены возможности иметь какие-либо сторонние доходы.

16. При повышении производительности труда в рамках всего государства до уровня, при котором создается избыток трудовых ресурсов, по отдельным отраслям должны поэтапно применяться меры, нацеленные на снижение трудовой нагрузки на сотрудников: сокращение трудовой недели, сокращение рабочего дня, снижение пенсионного возраста.

17. Частный сектор экономики должен быть ограничен индивидуальным предпринимательством или объединениями в форме артелей. Данная мера нацелена на устранение конфликтов интересов в случае неравноправных отношений на частных предприятиях.

18. Деятельность частного сектора должна подлежать учету и лицензированию со стороны государства.

19. Представители частного сектора не должны осуществлять свободную реализацию товаров, для которых государством установлена регулирующая наценка, за пределами регионов их производства. В этом случае торговые операции должны осуществляться с привлечением государственного регулирующего органа, определяющего размер вводимого в этом случае налога (для исключения сверхприбыли на основании искусственно завышенной цены).

20. Уровень дохода представителей частного сектора не ограничивается сверху, но не может быть ниже установленной базовой ставки заработной платы. В противном случае, если существование такого предприятия целесообразно, то такое предприятие национализируется (а его работники переводятся на бюджет с более высоким размером заработной платы), либо в случае отсутствия такой целесообразности - ликвидируется. Также государство должно иметь возможность национализировать предприятия частного сектора по их просьбе.

21. Расчет размера пенсии предлагается осуществлять по следующей формуле:

Пенсия = t1 * S * km1 * km3 + t2 * Se
где:
S - базовая ставка заработной платы.
Se - базовая ставка пособия по безработице.
km1 - усредненный профессиональный коэффициент за трудовую карьеру работника.
km3 - усредненный региональный коэффициент за трудовую карьеру работника.
t1 и t2 - доля трудового стажа и доля перерыва в трудовой деятельности за период активности соответственно, 0 ≤ t1 ≤ 1, 0 ≤ t2 ≤ 1, t1 + t2 = 1.

Для представителей частного сектора размер пенсии определяется аналогично и не зависит от уровня их доходов в прошлом.

Статья является концептуальной. Обсуждение и распространение приветствуется.

Концептуальное

Previous post Next post
Up