Материал написан на основе немецкой статьи -
https://www.planet-wissen.de/gesellschaft/familie/muetter/index.html.
Образ матери постоянно менялся - мадонна, специалист, супер-женщина или запечный сверчок.
Послушная и добродетельная - королева Луиза
Образ матери в Германии во многом сформировала королева Пруссии Луиза (1776-1810). В отличие от браков в других королевских домах, у нее с мужем Фридрихом Вильгельмом был скорее брак не по расчету, а настоящая любовь.
Королева Луиза не оставляла своих детей на воспитание няням и гувернанткам, а часто занималась с ними сама. Она также выступала за послушание и подчинение своему мужу.
Спустя долгое время после смерти ее образ влиял на то, как в сознании людей должны были выглядеть женщины и матери. Ее иллюстрированная биография, опубликованная в 1896 году, хранилась в комнате у каждой девушки. Такие поэты, как Генрих фон Клейст или Новалис, также восхваляли ее материнские качества и добродетель.
Своим отношением Луиза была образцом для подражания идеала буржуазной
нуклеарной семьи, в которой отец заботился о семье, а мать создавала уют в доме и заботилась о домашнем хозяйстве и детях.
Королева Пруссии Луиза долгое время считалась идеальной матерью.
В середине 19 в. высшие школы для девочек из высших социальных слоев появились во всех регионах Германии, во всех крупных городах. Это было связано с введением обязательного среднего школьного образования по всей стране. Также причина популярности таких школ - стремительное увеличение количества жителей в городах, сильное социальное расслоение, появление множества разнообразных по качеству рабочих мест. Девушки из хороших семей должны были получить хорошее образование с перспективой возможного трудоустройства. Конечно о карьере на госслужбе или о получении высшего образования не могло быть и речи.
Школы для девочек должны были воспитывать «женственность». Школы домоводства были основаны как подготовительный курс к сложной профессии матери и домохозяйки. Т.е. разные средние школы для мальчиков и девочек, это не для того, чтобы дети и подростки не мешали друг другу учиться. У них были разные образовательные программы, которые готовили их к разному будущему.
Причем родители из верхнего среднего класса не хотели, чтобы их девочки сидели в одном классе с девочками прислуги и мелкой буржуазии, поэтому быстро возникли частные и церковные лицеи для девочек, а также отдельные государственные высшие женские школы.
Получение девочками профессии или высшего образования исключалось, не соответствовало государственным стандартам образования. Аргументация была следующая:"Только мы, мужчины, живем в государстве. Всё, что женщина может сделать для
служения государству, - это подбодрить мужа в его делах, родить здоровых детей и воспитать их в праведности и полезных
знаниях".
В годовом отчете 1876 г. директор женской школы писал:"Высшая профессия женщины - быть спутницей и помощницей мужчине, быть хранительницей дома и семьи, заботиться и воспитывать детей. Это требует от нее выполнения тяжелых и важных обязанностей. Женщина учится служить вовремя, согласно своему предназначению".
И еще цитата из отчета 1893 г.:"Целью высшей женской школы является целесообразное образование дочерей более высокого положения. Всякого образования для того, чтобы стать учеными дамами, даже вызывающего чрезмерную склонность к изучению наук, следует серьезно избегать".
От идеальной хозяйки сто двадцать лет назад требовали носить простое платье, не класть руки на колени и воспитывать в себе такие качества, как покорность, самоотречение, смирение, столь необходимые для выполнения высокой жизненной задачи. В школах для девочек, готовя их для будущей семейной жизни, преподавали литературу, рукоделие (по 4 часа в неделю), религию, французский как первый иностранный и английский как второй. В школах девочкам прививали те знания и умения, "чтобы они не чужды и не безразличны были к интеллектуальным интересам мужа". Важнейшей чертой будущей хозяйки видели активную заботу о других. "Всякое образование, даже самое высшее, должно оказаться подлинным в самоотреченной, т.е. в самоотверженной деятельности для других, для человечества. Этого можно достичь только если деятельность будет основана на благочестии".
В конце 1890 г. девочкам в школе всё еще не давали в достаточном количестве научных дисциплин, это объяснялось тем, что "Поскольку женщина обыкновенно выходит замуж или находит дом у своих ближайших родственников, воспитание и обучение девочек не должно принимать в расчет занятие самостоятельной профессией".
Новое материнство периода 1900 г.
В конце 19 века в Германии началось женское движение. Это были два совершенно разных течения. Радикальное направление пропагандировало гендерное равенство, требовало равных с мужчинами политических прав и профессиональных возможностей.
Более умеренное крыло подчеркивало гендерные различия. Материнство восхвалялось как высшее воплощение женственности, отношения матери и ребенка - как самые важные любовные отношения.
Так называемое «духовное материнство» рассматривалось как корректор холодности общества, сформированного мужчинами. По этой причине женщинам разрешалось работать на публике, например, работать в благотворительных организациях и проводить благотворительные аукционы.
Около 1900 г. дискуссия о равенстве между полами стала ярче и всё чаще стали звучать предложения о равном по программе школьном образовании для девочек, чтобы это позволило им получить высшее образование. Наконец наступила реформа 1908 г., когда появилось разделение школы для девочек на образование с бытовой и экономической направленностью и на школу для будущих учительниц с тремя научными дисциплинами, где готовили учительниц младших классов для женских школ. Причем в этом случае учительницы должны были давать обет безбрачия, т.е. пока она работает преподавателем, она не имеет права вступить в брак. Это правило сохранялось и в ранние годы образования ФРГ.
Также существовало правило, согласно которому не менее 1/3 учителей в женских школах должны были быть мужчинами, иначе страдал интеллектуальный уровень преподавания, ведь высшее образование было доступно только мужчинам.
В 1919 г. были провозглашены равные права женщин в гражданском обществе, что впервые предоставило немецким женщинам право голоса. Но на школах для девочек это мало сказалось, в первую очередь этому препятствовали религиозные институты. С 1920 г. создали только общую начальную среднюю школу. Далее девочки должны были учиться в женских школах. В 1931 г. среднюю школу заканчивали 20% девушек в Германии, в частности 25% в Пруссии и 40% в Гамбурге. Остальным было достаточно начальной школы.
В женских школах в начале 1930-х продолжали готовить девушек к профессиям воспитательницы, гувернантки, домработницы. По-прежнему в центре внимания было литературное и религиозное образование, ориентированное на девушек из среднего класса, которые всю бытовую работу по дому перекладывали на слуг. Новые женские школы теперь ориентировались на женщин, которые до замужества работали, а с появлением детей сами занимались их воспитанием и ведением домашнего хозяйства.
Немецкая мать во времена национал-социализма
Национал-социалистическая политика продолжала тенденцию, начатую буржуазными женскими объединениями, что истинная профессиональная реализация женщины - быть домохозяйкой.
Например, если эсэсовец хотел жениться, его будущая жена должна была доказать, что она принимала участие в курсах обучения матерей, чтобы они могли получить разрешение на брак в Главном управлении по делам рас и поселений. Частью такого курса были ведение домашнего хозяйства и уход за здоровьем, приготовление пищи, шитье, уход за детьми и их воспитание.
Если раньше материнство рассматривалось как нечто глубоко личное, то теперь задачей матери стало продолжение так называемой «немецкой расы». Женщины, сознательно отказавшиеся от материнства, считались дегенеративными и больными.
Роль отца сократилась до роли производителя-осеменителя. Теперь важно было не то, рожден ли ребенок в браке или нет, а то, был ли он чистокровным по происхождению.
В 1938 г. министром образования было официально объявлено, что "совместное образование мальчиков и девочек противоречит духу национал-социализма. По этой причине созданы отдельные школы для мальчиков и девочек. А новый домашний вид средней школы для девочек особенно отвечает требованиям, которые жизнь предъявляет немецким женщинам и матерям в семье и на работе в национал-социалистическом сообществе. Естественная разница между полами проявляется уже в ребенке и в его окружении. Поэтому воспитание девочек и их ответственность перед народом и государством должны следовать из их естественного предназначения. Целью женского воспитания должна быть будущая хорошая мать". В женских школах появился новый предмет - "осведомленность о ценности своей расы".
Еще один новый аспект нацистского времени - аттестат окончания женской средней школы приравняли к сдаче экзаменов для поступления в ВУЗ. Хотя сами ВУЗы были категорически против. Правда, государство это не волновало. В Законе "Во избежании переполненности школ и ВУЗов" от 15 апреля 1933 г. говорилось, что ВУЗам выделяются квоты на прием 10% женщин, а в средние школы можно зачислять не более 5% людей неарийского происхождения. Квоту для девушек отменили уже в 1935 г. К летнему семестру 1943 г. доля студенток взлетела в Германии до невиданного уровня - 47,8%.
Антисемитская составляющая Закона об образовании неуклонно усиливалась: после ночи погромов 9 ноября 1938 г. был издан указ Министерства образования, где говорилось, что "ни один немецкий учитель не имеет права преподавать еврейским школьникам" и что "еврейские студенты не могут сидеть в одном лекционном зале с немцами".
В Германии с 1910 г. отмечали Международный женский день 8 марта. Этот день ввели социалисты, чтобы подчеркнуть борьбу за равноправие и избирательные права женщин. С приходом к власти национал-социалистов, этот праздник
был запрещен. Его восстановили только в Восточной Германии, с 1946 г.
С 1939 г. в нацисткой Германии вручался "Крест Матери", "Mutterkreuz", который в народе прозвали
"Орден Кролика", "Karnickelorden". Награду вручали на публичных торжествах. Недостатка в женщинах не было: бронзу вручали тем, у кого было не менее 4 детей, таких было примерно 25% семей в Германии. Имея 8 детей, женщина получала золотой крест.
Не только рождение детей, но и сам брак с 1933 г. стал государственно важным делом. Тут же был введен
"брачный заем" 1000 рейхсмарок (сейчас это примерно 40 000 евро), однако женщина должна была подписать обязательство, что она прекращает свою любую профессиональную деятельность, пока их семья не выплатит эти деньги государству. Часть заемных денег списывалась при рождении каждого ребенка, после рождения 4-го семейная пара уже ничего не должна была выплачивать государству. Кроме того, при рождении 3-го ребенка уже начинали выплачивать пособие и вводили налоговые льготы.
Существовал так называемый "Указ Гиммлера" 1934 г., "Himmlersche Polizeiverordnung", запрещающий рекламу любых видов противозачаточных средств - стране нужны были солдаты. Были запрещены даже презервативы и стерилизация. Указ этот отменили только в 1961 г., но всё равно о нем долгое время помнили.
При Гитлере рождение детей было государственным долгом.
После окончания Второй мировой войны структура школьного образования союзническими войсками на территории Западной Германии не обсуждалась. Было сохранено разделение школ на женские и мужские. В Восточной Германии сразу все школы были преобразованы в общие для мальчиков и девочек.
Материнство как смысл жизни
В 1950-х и 1960-х годах материнство в Западной Германии снова стало частным, а не государственным делом. Это считалось сущностью женственности, от которой женщины могли получать глубокое удовлетворение. Тем не менее
День матери, получивший широкую господдержу во времена Гитлера, продолжил праздноваться, в Западной Германии в этот день матерям дарили бутылку игристого и коробку десерта
Halloren из взбитых сливок, покрытых шоколадом, в Восточной - пышный букет сирени.
Матери должны были быть замужем и бросить работу ради детей. Они должны были уделять первоочередное внимание потребностям своих детей. Это базовое отношение было подкреплено результатами классического психоанализа, теорией привязанности и другими исследовательскими подходами.
Отец брал на себя роль кормильца, а его значение в развитии ребенка почти полностью игнорировалось. Этот идеал предъявлял высокие требования к женщинам. У многих матерей была нечистая совесть, потому что они не могли соответствовать этой идеальной картинке на практике.
Те, кто не вписывался в модель счастливой нуклеарной семьи - например, родители-одиночки, работающие матери, разведенные родители с детьми, поддерживающие общение с первыми супругами - были социально исключены.
В Западной Германии существование женских школ не подвергалось сомнению до 1960-х. В процессе общих изменений распространилась и новая идеология женственности: матери больше не хотели работать, если муж достаточно зарабатывал и семья была материально обеспечена. При этом игнорировалась судьба вдов, которым приходилось много работать, чтобы прокормить свою семью. Можно, например, вспомнить про появление
многочисленных послевоенных киосков, которыми обычно владели вдовы. Они торговали всем, что пользовалось спросом, и работали до позднего вечера.
Католическая церковь продолжала считать совместное обучение предосудительным по моральным и религиозным причинам. Например, в 1962 г. католический журнал призывал к созданию школ для девочек, чтобы там их воспитывали "как быть женщиной. Женщиной, готовой заботиться, защищать и служить, ратующей за нравственность и порядок, в каждом деле прославляющей Бога".
С 1961 г. аттестат об окончании женской школы больше не означал автоматического зачисления в ВУЗ. Девушки с аттестатом могли только выучиться на учительницу начальных классов, на учительницу по рисованию или на медсестру. С 1956 г. присвоенная образовательному учреждению квалификация "гимназия" давала право на поступление в ВУЗ. Женские школы начали переименовывать в гимназии. В этих гимназиях для девочек всё так же продолжили преподавать домоводство и рукоделие
Почему на плакате "Новая школа - новая жизнь. Родители выбирают Соцпартию", призывающем к выбору социалистической партии в 1946 г., изображен улыбающийся мальчик в баварских штанишках, а не девочка? Девочки не должны хотеть учиться, не должны хотеть изменений в жизни?
Только студенческое движение 1960-х, самые смелые представители которого осуждали семью как устаревший буржуазный институт и олицетворяли новые социальные модели, такие как коммуны, совместное воспитание в детских садах и антиавторитарное образование, публично обсуждало вопрос о гендерном разделении в образовании. Женщины стали интересоваться, почему мужчины публично любили говорить о равенстве, а женщинам в то же время предписывали варить кофе.
Герберт Маркузе хотел, чтобы женщины продолжали работать по дому, а гуру антиавторитарного воспитания А. С. Нейл совершенно беспристрастно писал: "Моя жена отвечает за все, что касается обстановки спальни. Она составляет меню и оплачивает счета. Учителей нанимаю и увольняю я".
Женщины начали организовываться и выдвигать требования. В 1965 г. доля выпускниц среди учеников средней школы составила 37%. Многие девушки заканчивали учебу после 10 лет обучения (9 классов согласно современному российскому образованию), потому что многие родители считали оплату полного среднего школьного образования лишним вложением денег. "Ты всё равно выйдешь замуж". Родителям было более важно, чтобы дочь получила среднее специальное образование и как можно быстрее начала работать и приносить деньги в семью. По крайней мере до тех пор, пока не родит ребенка.
В 1969 г. директор одной из женских гимназий решил провести опрос среди родителей, не против ли они совместного школьного образования мальчиков и девочек. 89% родителей высказались, что не против. С 1970 г. средние школы наконец-то стали общими. Это означало разрыв с традицией женского образования. Даже религиозные школы, которые дольше всех оставлялись оплотом раздельного школьного среднего образования, наконец смирились с веянием нового времени и чуть позже тоже перешли на совместное обучение.
Правда, девочки по-прежнему считались милыми и спокойными, мальчики больше шалили и нарушали дисциплину. Про девочек говорили, что недостаток ума или творчества они компенсировали трудолюбием, аккуратностью и исполнительностью. Мальчикам в основном приписывались такие качества, как скорость и смекалка, смелость, напористость и умение принимать решения. Девочки лучше осваивали иностранные языки, биологию гуманитарные науки, мальчики - науку и технику.
Почему-то девочки в это тоже поверили. Даже если дома они с удовольствием собирали радиоприемники и телефоны, а позже выбирали для себя продвинутый курс химии, в конце-концов они отказывались от технической или научной степени и выбирали путь получения гуманитарного образования, пройденный множеством женщин.
Трехфазная модель в 1970-х и 1980-х годах
Трехфазная модель искала компромисс между традиционным образом матери и желанием многих женщин работать (
в Западной Германии до 1977 г. жена должна была получить от мужа разрешение на работу). Девочки стремились получить хорошее школьное образование, девушки - хорошее профессиональное. Причем работать по своей квалификации они могли только до рождения первого ребенка. После этого женщина должна была остаться дома и заботиться о семье. Только когда ребенок или дети больше не нуждались в ее срочной помощи, она могла вернуться к работе.
Хотя трехфазная модель в основном распространялась в 1970-х и 1980-х годах, представители этой линии существуют и сегодня. Модель была политически закреплена за счет легальной возможности сохранить за собой право на старую работу во время трехлетнего отпуска по уходу за ребенком.
Женщины с высшим образованием тоже оставались дома ради ребенка.
Домашнее хозяйство и прежде всего воспитание детей всё еще были на плечах женщин. Мужчины этим заниматься не могли или не хотели.
Феминистки того времени начали говорить о том, что "гендер" - это прежде всего про культуру и традиции, а не про биологию. Результаты исследований, утверждающие о фундаментальных различиях в мышлении между полами, отвергались как устаревшее "биологическое" мышление. Разведенные женщины, матери-одиночки, женщины, столкнувшиеся с домашним насилием, были пугающей повседневностью.
Образ двойной роли женщины и матери был более распространен в обществе, чем образ мужчины и отца. Например, те немногие учителя-мужчины, которые требовали сократить количество своих рабочих часов, потому что им нужно воспитывать своих детей (эту возможность им теперь предоставляло государство), не всегда находили понимание среди коллег, учеников и их родителей, но прежде всего - среди составителей расписания.
В 1988 году представительница от женской организации региона Нижняя Саксония говорила:"В то время как большинство мальчиков хотели бы придерживаться традиционного разделения обязанностей, большинство девочек представляют, что в будущем они будут делить домашние и семейные обязанности со своим партнером. Очевидно, что эти представления о жизни не складываются гармонично". Школа - это место, где можно и нужно обсуждать вопрос гендерных отношений. Можно помочь будущему поколению решить этот вопрос более осознанно.
В конце 20 в. женщины хотя и более активно выбирали высшее образование, но не хотели строить научную карьеру. Например, в 1993 г. на биологических факультетах ВУЗов было 54% женщин, но среди профессуры по данному направлению - всего 2,7%.
Материнство в ГДР
В Восточной Германии материнство и работа полностью совмещались. Для детей были устроены ясли, детские сады и школы полного дня (продленки). Матери получали финансовые пособия и субсидии независимо от того, состояли они в браке или нет.
Профессиональная деятельность женщин поощрялась государством, даже если женщины - как и в Западной Германии - редко занимали руководящие должности.
Эта политика не оказала отрицательного влияния на количество детей, напротив: в то время как женщина в Западной Германии по статистике имела 1,4 ребенка в 1980 году, женщины в Восточной Германии в том же году имели в среднем 1,9 ребенка. В Восточной Германии молодые люди женились раньше, поскольку
семьям быстрее давали квартиры. Но и разводы на Востоке были чаще - женщины были финансово независимы от мужчин, благодаря своей работе.
В Восточную Германию противозачаточные таблетки пришли чуть позже, чем в Западную, в 1965 году. Поначалу их выписывали только в самых крайних случаях - многодетным женщинам с частыми воспалениями. Но с начала 1970-х Таблетку стали широко рекламировать в качестве контроля за возникновением беременности и даже
выдавали бесплатно, поскольку число абортов росло, делались они тоже за счет государства, но при этом была задача сэкономить на финансировании здравохранения и иметь как можно больше женщин на рынке труда.
Хотя обстоятельства были очень благоприятны для работающих матерей, все же им было тяжело от двойной нагрузки работы и семьи. В результате рождаемость в ГДР продолжала падать. В 1972 г. она составляла 58,6%, в 1975 г. упала до 52,3%.
Была предпринята попытка остановить снижение рождаемости с помощью создания дополнительных стимулов для матерей: в 1972 г. была введена 40-часовая рабочая неделя для матерей с тремя детьми, а в 1976 г. - для матерей с двумя детьми. После рождения второго ребенка матери теперь могли взять годичный отпуск с полной оплатой труда. С 1986 года это относилось и к первому ребенку.
Пособие в связи с рождением ребенка было увеличено с 500 до 1000 марок, молодые супружеские пары получали беспроцентную ссуду, строились и улучшались детские сады. Рождаемость снова выросла: в 1976 г. она составила 55,9%, в 1980 г. она выросла до 67,4%.
Восточная Германия, в отличие от Западной, для восстановления страны и экономики не приглашала дешевую рабочую силу в виде иностранцев, а использовала труд женщин. К тому же значительная часть мужчин сбежала из Восточной Германии в Западную (там лояльнее относились к бывшим нацистам, давали им работу, а не сажали в тюрьму), поэтому на Востоке особенно чувствовалась нехватка квалифицированных кадров. Скопить на "Трабант" в течение 10 лет было невозможно с неработающей женой.
Купить автомобиль на Востоке было трудно: в 1970 г. он был у 15% семей, в 1980-м - у 38%.
Правда, внутри дома гендерное равенство заканчивалось: мужчина всё так же требовал от жены готового горячего ужина и поглаженных рубашек. Одна женщина вспоминала:"В воскресенье в 6 утра моя мать вставала, готовила завтрак, мыла посуду, готовила обед, снова мыла посуду, пекла пирог. Затем у нее был час свободного времени, чтобы "лежать, высоко закинув ноги". А потом она накрывала кофейный столик и смирялась со своей участью до вечера. Она отвечала за стирку, домашние задания, чистоту в квартире, отец - за
вклеивание скидочных баллов в покупательскую карточку, Konsum-Marke, и за еженедельную подпись в дневнике.
Только раз в год всё было иначе. Раз в год маме давали вволю поспать, отец накрывал стол к завтраку, а затем дарил матери азалию в красивой розовой упаковке. Раз в год все парикмахерские были полностью заняты, все цветочные магазины пустели, все артисты были приглашены, все рестораны были заранее забронированы. Раз в год, 8 марта, начальство держало дверь открытой для своих секретарш, а мужья помогали женам надеть пальто. После этого страна снова погружалась в свою обычную жизнь".
С 1976 г. в Восточной Германии появился
оплачиваемый больничный по уходу за ребенком, с 1986 г. - оплачиваемый для матери первый год после рождения ребенка. 70% женщин рожали первого ребенка в возрасте до 25 лет. Конечно, после этого они продолжали работать, ведь зарплаты были такие маленькие, что только на одну семье было не прожить.
Женщина времен социализма была законодательным органом, а мужчина - исполнительным. Женщина определяла, мужчина исполнял. Женщина уточняла, что нужно купить, во что дети будут одеты утром, в какой цвет нужно покрасить стены, куда все поедут в отпуск. Послушный муж вставал в очередь за корзиной в универмаге со списком покупок, написанным женой, на выходных мыл «Трабант» и оклеивал комнату обоями по заданному образцу. Но главой семьи, «центром управления» была женщина.
Образ матери в 21 веке
Уровень рождаемости в Германии постоянно стагнирует и остается на низком уровне: в 2017 году среднее число детей на одну женщину составило 1,57, в 2022 году - 1,46. Особенно сильно уровень рождаемости за последний год упал в Гамбурге и в Берлине, по 10% в каждом. Причем заметно снизился уровень рождаемости среди женщин с немецким паспортом - 1,36 ребенка в 2022 году по сравнению с иностранками - 1,88 ребенка на одну женщину.
Средний возраст матери при рождении первого ребенка в 2022 году составил 30,4 года, отца - 33,3 года.
С 1990-х годов уже не существовало доминирующего образа матери. В обществе стали существовать самые разные модели поведения. Есть матери, которые работают полный рабочий день, хотя большинство матерей выбирают работать на пол-ставки.
Женщины из среднего класса сознательно отказываются от работы, не хотят испытывать трудности, напряжения, стресс. Они надеются, что выполнение семейной роли приведет к большей самореализации, чем на работе. В то же время есть немало женщин, перед которыми этот вопрос даже не стоит: они вынуждены работать из-за финансовой необходимости, несмотря на наличие детей. В таком случае о детях часто заботятся бабушки и дедушки, братья и сестры, соседи или знакомые, особенно когда женщины работают посменно. Многие дети порой предоставлены сами себе.
Родительское пособие
С правовой точки зрения, самым значительным недавним изменением для матерей стало введение
родительского пособия в начале 2007 года. Были некоторые изменения в 2011, 2013 и 2021 годах, но основная структура осталась прежней.
Родительское пособие выплачивается на срок до 14 месяцев и обычно составляет 67 % от чистого дохода. Лимиты составляют минимум 300 и максимум 1800 евро в месяц. Если до рождения ребенка родитель зарабатывал более 1200 евро нетто, родительское пособие снижается до 65 %.
Пары, которые зарабатывают более 500 000 евро в год вместе, или законные опекуны, которые в одиночку зарабатывают 250 000 евро, не получают родительское пособие.
До 2007 года родительское пособие в размере 300 евро не учитывалось для тех, кто получал пособие по безработице II, социальную помощь или пособие на ребенка. Родительское пособие теперь полностью считается доходом. Чтобы получить оплату за полные 14 месяцев, парам, воспитывающим ребенка вместе, приходится делить периоды родительского пособия между собой, т.е. 1 год с ребенком дома сидит мама и еще 2 месяца - папа.
Источники (откроются в автоматическом переводе на русский язык):
- Работа женщин в Германии,
https://de-m-wikipedia-org.translate.goog/wiki/Frauenarbeit?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=wapp.
- Женщины в ГДР,
https://www-zeitklicks-de.translate.goog/ddr/alltag/leben-in-der-ddr/frauen-in-der-ddr?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=wapp.
- Экономическая и социальная политика в Восточной Германии,
https://www-zeitklicks-de.translate.goog/ddr/politik/die-aera-honecker/einheit-von-wirtschafts-und-sozialpolitik?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=en&_x_tr_pto=wapp.
- История женского образования в Германии -
https://gidw.de/images/downloads/schulgeschichte/Maedchenschulbildung.pdf.
Материалы по теме:
Большой юбилей маленькой таблетки. История оральных контрацептивов и абортов в Германии.
Графики рождаемости в Германии с 1870 по 2017 гг.
Про беременных, младенцев и маленьких детей в Германии.
Про рождаемость, смертность и миграцию в Германии (в страну/из страны).
Современное положение женщин и детей в Германии. Мама-отель, про отношение между детьми и родителями.
Про социальную роль женщин в послевоенной Германии. Почему же отменили слово "фройляйн"?..
Почему женщины в Германии зарабатывают меньше мужчин. Про социальную предопределенность в поступлении в хауптшуле, в ральшуле и в гимназию. Знания ребенка значат меньше, чем образование и место работы его отца.
Почему женщины в Германии зарабатывают меньше мужчин. Продолжение. Почему женщины часто работают на пол-ставки (если работают вообще) и почему они отказываются от профессиональной карьеры.