Знай и люби свой край...

Aug 16, 2020 00:06

Десять лет назад августовским утром мы сели в машину и поехали в Питер. Это была попытка сбежать из сумасшедшего московского лета, когда ночью +33 считалось праздником и прохладной погодой. Помню, в Питере тогда от нас люди в очередях в кассу музея шарахались, потому что у нас все вещи пропахли гарью. Идея отпускного маршрута была - провести 5 дней в Питере, потом уехать в Псков, посмотреть Изборск, Печеры и Михайловсое.

Наверное, про тогдашнюю пробку в Вышнем Волочке все знают. Это всегда было адом, когда самая загруженная трасса страны стопорилась в населенном пункте об светофоры, поскольку фурам было тяжело постоянно тормозить и разгоняться. Светофоры, настроенные на город, переключались быстро, машины в пробке стояли долго. Самые умные, имеющие навигатор, объезжали пробку по городу. Но жители Волочка были еще умнее - они ловко добавляли к ямам и ухабам никогда не ремонтированных улиц ветки, бревна, старые покрышки и прочий крупный бытовой мусор, перекрывая улицы и делая проезд по ним еще более неудобным, чем стояние в пробке. По сравнению с историей города, его каналами, некогда красивыми колокольнями, гостиным двором, это выглядело ужасно.

Потом мы еще много раз ездили в Питер и похожий объезд был в Выдропужске. О, это божественное название я никогда не забуду. Казалось бы, в этом месте нужно жить будучи писателем или художником - название места и природа к этому располагают. Но в селе нет даже асфальта. Ночью мы ехали по нему по каким-то канавам, следуя за габаритами авто перед нами. Спасибо большое этому водителю!

После Питера переехали в Псков. Дорога в том направлении была как стиральная доска. Тремя годами ранее я ехала по этому направлению на автобусе и дорогу с тех пор так и не отремонтировали. Помню, в 2007 мне нужно было из Пскова в Михайловское, а автобусы ходили только до Опочки и на этом цивилизация заканчивалась. Пришлось брать такси за 700 р. (сумма была несоразмерна оказанной услуге) и выслушивать по дороге рассказ 50-летнего таксиста, что у него недавно родилась внучка, а работы для семьи нигде нет и он выкручивается как может. Кстати, до самого Михайловского он меня так и не довез. Хотел еще 500 р. Я отказалась и вышла на нужном мне повороте. В итоге через 40 минут поймала попутку и мужчина из Питера, ехавший на послушание в Успенский монастырь, меня довез, радуя рассказами о своей жизни. Были и другие попутки, но я к ним не села, с сомнением глядя на водителя и пассажиров в салоне. Потом, возвращаясь из Михайловского, меня подхватили работники-озеленители парка, любезно подбросив меня к единственному в тот вечер автобусу до Пскова. Вот такая транспортная ситуация была в Псковской губернии лет 13 назад.

Тогда от Изборска до Печер меня тоже подбросила попутка. Водитель грузовика рассказывал как редко ходит в этих краях общественный транспорт и какая контрастно разная жизнь в Псковской области и в соседней Эстонии. Кто смог найти в своих предках вепсов или эстов, уехали, сделав себе двойное гражданство. Кто не смог - устроились на работу в Эстонии, ежедневно переходя границу. Рассказал про то, как ему нравится порядок в Эстонии, что полицейские там работают исправно, взяток не берут, поскольку за работу, зарплату и соцпакет держатся. Работа полицейских в Эстонии очень уважаема, в отличие от России. Ехали недолго, дорога до Печер короткая, а то бы он мне еще чего интересного рассказал.

И вот 2010 год, мы с Сашей въезжаем в Печеры, ставим машину возле торговых рядов на парковку - и тут к нам подходит бомж, обещая за 100 р. присмотреть за машиной. Денег ему Саша, конечно дал, но неприятный осадок от окружающего пространства остался. Что здесь вообще происходит? Почему за машиной на парковке нужно присматривать?

Разбитый асфальт и канавы на улицах города за 3 года так никуда и не делись. У меня с той поездки по глубинке мало осталось фото, поскольку рука не поднималась это всё фотографировать. Природа - да, красивая, а то, к чему прикладывают руки люди...

В Михайловском мы ночевали в прекрасном деревенском отеле "Арина Р.". Крестьянские домики, отличная мебель, уютно, запахи дерева, творожная запеканка и душистый яблочный пирог на завтрак.

А потом у нас был переезд во Ржев по многострадальной дороге, вернее, федеральной трассе, которая, кажется пару десятков лет не видела асфальта. Тот же самый случай, как и в Ярославской области, когда обочина лучше, чем асфальтовая дорога. Мы смотрели на давно позаброшенные поля, на которых уже выросли березки. Как и в Рязанской области, куда мы поехали пару лет спустя. Деревни стояли полупустые, с разваливающимися избами. В одной из деревень совершенно пьяный мужик выехал на дорогу перед нами на велосипеде, делая огромные восьмерки. Стоило большого труда его аккуратно объехать. Места в тех краях красивые, но 90% жителей Псковской области живут во Пскове - провинция пуста, людей нет, работы нет, поля заброшены. Очень грустная картина.

Во Ржеве мы остановились в местной центральной гостинице, где под нами был, видимо, главный кабак города, поэтому молодежь там тусила пол-ночи. Мы с изумлением смотрели как пьяные мальчики-девочки садились в машины и ехали кататься. Дико.

И тут наступает 2020 год, из России выехать нельзя, поэтому многие люди столкнулись с необходимостью изучить карту. Так сказать, лето под девизом "Изучаем родной край". Моя двоюродная сестра пару лет назад уехала из Москвы и сейчас живет в Ялте. У нее оттуда бабушка и раньше она проводила там каждое лето. После окончательного переезда из Москвы она там получила образование экскурсовода и работает в запаре, поскольку в этом году какой-то небывалый приток отдыхающих - все места для проживания забронированы до октября. Я рада, что в кои веки люди решили познакомиться с Крымом. Видимо, раньше всё время что-то мешало.

У меня всё детство и юность прошли на Черном море. То были поездки к родственникам, то отец брал с собой в командировки. Так и Кавказ увидела, и Нижний Новгород. Мои однокурсники ездили в каникулы в Большую Ялту на 2 и 3 курсе института. Поэтому безмерно удивляюсь, когда люди в 35 лет так и не побывали в Крыму.

Хотя моя любовь к нему закончилась на 3 курсе института, после первой поездки в отель 5* в Турцию. Крым просто не мог конкурировать по сервису :) Хотя природа божественно красивая, да. У нас в ту поездку были сплошные туристические тропы. Мы ходили с инструктором и рюкзаками на Беседку Ветров, на Аю-Даг, на Ай-Петри (ладно, поднимались в кабинках, но по вершинам там ходили пешком). У нас был совершенно потрясающий инструктор, который постоянно сыпал историями о фильмах, снятых в этих места, рассказывал о природе, о случаях с туристами (на высотах есть трагические таблички). Я, наконец, прогулялась по Артеку, на территорию которого мечтала попасть всё детство (но путевку туда получали только отличники и дети особо приближенных). Я даже оттуда чуть не привезла сиамского котенка (и привезла пойманного говорящего волнистого попугайчика).  Мы побывали на раскопках в Херсонесе, немного помогали археологам, еще раз обошли весь Севастополь и посетили Мамаев курган. Но в Крым я больше не поеду. Сервис не тот. Дело в людях и в финансировании.

И вот в этом году моя родная сестра, которая из Москвы, решила проехаться по тем же маршрутам, где мы уже были лет 7-10 назад. Михайловское, Псков, Печеры, Изборск, Ржев, Великие Луки (о боже, помню, мы выбрали там самое приличное заведение города для обеда, а попали на бандитские терки за соседним столиком). За 10 лет с дорогами Псковской области ничего не изменилось. Такие же разбитые.

Мы тогда во Ржеве побоялись пешком гулять по городу - откровенно было небезопасно, просто проехали пару кругов на машине. А вот сестра с компанией отважились пройти пешком, говорит, в городе дороги и дома выглядят так, словно война закончилась буквально вчера. Впрочем, то же самое она говорила, посетив в прошлом году мемориал в Вяземах, куда машина проехать в принципе не смогла. Во Ржеве они снимали квартиру на первом этаже в совершенно стремном страшном доме (хотя квартира внутри была в отличном состоянии - такой контраст между частной и городской ответственностью). И на завтрак у них под окнами полтора часа орал и матерился мужик непонятного возраста, который объяснял своей жене в соседнем окне, что он не алкаш. Культурно сестра была потрясена. Все присутствующие узнали много нового о нелитературных оборотах. Осадочек остался.

И вот новая поездка - Углич, Калязин, Кимры, Дмитров. Оказалось, как дороги по тем направлениям были разбиты 8 лет назад, так всё и сохранилось. Она обнаружила, что в Калязине смотреть совершенно нечего, кроме колокольни. Что дома старые, страшные, покосившиеся. Как-то всё запущено и беспросветно. В Угличе вроде бы даже центральные фасады домов и дороги отремонтировали. Но всё что идет второй линией - не стали. В Кимрах, этом прекрасном наркоманском городе напротив Савелова, где живут барыги-цыгане, у них в кафе отеля расположились четыре корпоратива, которые напились до громкого и непотребного состояния. В 23 часа администрация отеля попросила их на улицу. Они перетекли через дорогу в соседний парк, где начали материться и во весь голос выяснять кто с кем спал, как часто и в каких позах, начали пьяные кататься вдоль улицы на машинах и слушать включенный на полную громкость шансон. Сестра с компанией прослушали весь репертуар этой музыки. Ночь была жаркая, кондиционер в отеле был отключен по причине вируса, поэтому пытались заснуть с открытыми окнами. Это было невозможно. Никто так не уснул, ну разве что иногда проваливался в забытье. В 2 ночи приехала полиция, попросила сделать музыку потише, никого не забрала. Те, кто был на месте, звук убавили, но к ним подъехали новые невменяемые и снова с оглушающей музыкой. В 7:30 сестра с компанией, не выспавшиеся, спустились на обед и потом плавно переехали в Дмитров, ее любимый город, который она так любит показывать туристам.

Впечатлений от поездки - масса. Теперь у них в планах съездить еще в Ростов Великий. А то они там уже лет 7 не были.

Воооот. У меня знакомые в этом году поехали впервые изучать Крым, Алтай, Урал, Ладожское озеро, Ярославскую область, Саратов, Нижний Новгород, Азовское море. Жители мегаполиса решили познакомиться с глубинкой... Все показывают природу и никто - дороги, жилые дома, рабочие места, детские площадки, в общем - повседневную жизнь.

Хотя есть ровесники, которые вообще никуда из своего города не выезжают, только на дачу, а отпуск проводят в других странах, куда летают самолетами или путешествуют поездами. Они не хотят видеть мир вокруг, как живут в малых городах и деревнях России. Хотя это довольно поучительно и расширяет кругозор.

В продолжение темы о пользе самостоятельных автопутешествий:

- Сравнение дорог Эстонии и Псковской области.

- Статья в Новой газете об умирающих деревнях Псковской области.

- Про дорогу в Калязин 2012 г.

- Сравнение дорог Карелии и Финляндии. Про экономическое положение Карелии.

- Про русские и европейские заборы и дороги. Размышления по дороге в Финляндию.

- Про скорость и качество передвижения по дорогам Алтайского края.

- Про экономическую ситуацию и дороги Смоленской области.

- Про демографическое состояние Смоленской области, наркоманию и алкоголизм.

- Рассказ про Углич - дома, дороги, отсутствие финансирования и проблема с рабочими местами. Часть 1 и часть 2.

- Мое любимое - про дороги. Сравнение российских, белорусских и немецких дорог. Там в конце поста мнооого ссылок на посты о российских дорогах. Знай и люби свой край...