А. Р. Мухамадеев в статье "
СЕМЬЯ ВОЛЖСКИХ БОЛГАР ЯЗЫЧЕСКОГО ПЕРИОДА: ПАТРИАРХАТ И ПЕРЕЖИТКИ МАТРИАРХАТА" говорит, что "в татарских легендах, сохранившихся с булгарского периода, можно встретить намёки на пережитки матриархата. В легенде об Алыпе и возникновении города Булгар, местность, где поселился Алып, была болотистая и покрыта дремучими лесами. После долгого скитания по лесам Алып вышел к берегу реки, где жили люди, знавшие его язык, но совершенно другого рода. Невозможность найти обратную дорогу заставила Алыпа поселиться рядом с этими людьми. Наконец, Алып совершенно свыкся с этими людьми, позже выбрал среди них невесту и женился на ней. Таким образом, говорится в легенде, Алып окончательно обосновался здесь и стал считаться местным жителем [1]. Получается, что Алып мог стать полноправным членом общины, общества только при условии, если женится на девушке из этой общины. Последнее обстоятельство отчётливо говорит о некогда существовавшей матрилокальности брака у предков волжских болгар [2].
В этнографической литературе, посвящённой свадебным обрядам тюркских народов, имеются многочисленные указания на то, что после свадьбы новобрачная не переселялась в дом мужа, а продолжала жить у своих родителей. Обычай требовал, чтобы муж переселялся в дом жены на определённое время и строил для неё временное свадебное жилище, в большинстве случаев - шалаш. У некоторых тюркских народов этот обычай имел иные формы: например, муж после брачных церемоний систематически навещал жену, которая продолжала жить в родительском доме. В этих фактах этнографы усматривают отражение древнего вида брака, возникшего ещё при господстве матриархальных отношений [3].
Одним из пережитков матрилокального брака у тюрков считалось строительство для новобрачных свадебного жилища. При матрилокальном браке значительная часть свадебных обрядов совершалась в доме невесты, там же начиналась супружеская жизнь новобрачных. П.В. Денисов, считающий единственными предками волжских болгар чувашей, попытался выявить некие материальные и духовные этнокультурные параллели представителей этой народности и современных дунайских болгар. Описывая брачные традиции чувашей, он приводит в пример обычай, когда в доме невесты режут барана для угощения людей жениха и угощение проводится в шилеке (временное свадебное сооружение во дворе дома невесты). У марийцев существовали аналогичные обряды (по-марийски шилик), когда во дворе дома невесты людьми со стороны жениха устраивались праздничные столы. Пока они распоряжались всем, отец невесты изолировался, это объясняется тем, что «действие происходит» при матрилокальном браке, когда отец невесты не играет никакой роли. По мнению П.В. Денисова, идентичность названия значительной части содержания этого свадебного обряда у чувашей и мари, по-видимому, объясняется тем, что он унаследован ими от волжских болгар. От волжских болгар, продолжает он, этот обряд восприняли и казанские татары, но под влиянием ислама он был перенесён из их свадебной обрядности в обряды сабантуя, связанного с весенне-полевыми работами [4]."
Мы не знаем, насколько архаичными являются эти пережитки матриархата и где, в каком обществе, искать их след, потому что, по утверждению этнографов, традиционным для татарской семьи было патрилокальное поселение. Примачество, нехарактерное для татар, являлось отступлением от нормы, считалось позорным явлением. Сохранилась народная поговорка: «Йортка кергәнче - утка кер», т.е. «Лучше войди в огонь, чем зятем в дом». Факты несомненного существования власти отца и мужа в болгарском обществе и семье Б.Д. Греков и Н.Ф. Калинин справедливо видят в текстах Ибн Русте и Ибн Фадлана [5]. Ибн Русте говорит о буртасах: жених, выбранный девушкой, приходит к её отцу, «сватается за неё и, если нравится отцу, получает от него дочь в замужество» [6].
Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Если сохранились пережитки матрилокальных браков в свадебной обрядности, значит, когда-то такие браки имели место быть. Иначе, с какой стати в патриархальной культуре появился обычай после свадьбы переселяться мужу в дом жены?
------------------------------------------------------------------------------------
[1] Устные предания о городе Булгар // Сказания о Казани. Легенды и предания. - Казань: Библиотека журнала «Казань», 1992. - №2. - С.13-15.
[2] Мухамадеев А.Р. К вопросу о семейно-брачных отношениях волжских болгар доисламского периода // Научный Татарстан. - 2013. - №2. - С.18-25.
[3] Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1969. - С. 143.
[4] Там же. С. 150-151.
[5] Материалы по истории Татарии. Вып.1 / отв. ред. И.М. Климов. - Казань: Таткнигоиздат, 1948. - С.173.
[6] Хвольсон Д.А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадъярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омара ибн Даста. - СПб: Тип. Императорской Академии наук, 1869. - С. 21.