"Женские персонажи в тюркско-монгольской эпической традиции, как полагают многие исследователи, формировались в контексте представлений, отражающих становление родового общества с материнским правом (В.М. Жирмунский, Л.П. Потапов, Е.Н. Кузьмина, Р.С. Липец, А.Ш. Кичиков). Идея культового почитания женщины-матери получила отражение в их материальной и духовной культуре, изобразительном искусстве и несомненно в эпосе. В.М. Жирмунский писал, что у тюркских и монгольских народов независимое и почётное положение женщин сохранялось ещё в средние века, а участие женщин-воительниц в боевых предприятиях своего рода и племени засвидетельствовано многими источниками [1]. Л.П. Потапов приводит интересные сведения о господстве у далёких предков тувинцев материнского рода. Так, факт постройки юрты родственниками невесты отражает, по мнению учёного, то, что брак у тувинцев был матрилокальным, и жених после свадьбы переселялся к невесте [2]. Проявлением следов авункулата является и то, что тувинцы до сих пор считают родственников по линии матери более близкими, чем по линии отца (ср. тув. пословица Ада торели ырак, ие торели чоок (букв. Родственники отца - далёкие, родственники матери - близкие. - Перевод автора))."
Из статьи
Л.К. Хертек "Концепт "мать" в тувинских героических сказаниях".
Оргаадай Кыргыс - красавица из Тувы.
----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. Москва: Восточная литература, 1960, с. 219, 221.
[2] Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Москва: Наука, 1969, с. 233.