Marko Porčić в статье "
Социальная сложность и неравенство в позднем неолите Центральных Балкан: Обзор свидетельств" приходит к следующему заключению:
"Общий вывод данного исследования заключается в том, что нет однозначных доказательств институционализированного неравенства и стратификации в поздненеолитических сообществах Центральных Балкан, за исключением фрагментарных свидетельств социального ранжирования. Хотя демографический и технологический потенциал для появления сложных и иерархических обществ (например, вождеств), присутствовал, нет никаких доказательств того, что они развивались в позднем неолите на Балканах. Учитывая, что неолитические общества в северных районах распространения культуры Винча, вероятно, были структурированы в наибольшей степени, можно было надеяться на то, что появление сложных вождеств и протогородских обществ в заключительной фазе развития культуры наиболее легко обнаружить именно в этом регионе. Однако до сих пор в археологических свидетельствах и показаниях такого развития не наблюдалось. Имеющиеся данные не позволяют говорить о цивилизации позднего неолита, городах или надрегиональных полисах.
Следует подчеркнуть, что имеющиеся свидетельства почти по каждому аспекту обществ позднего неолита в центральной части Балкан скудны из-за того факта, что здесь было проведено очень мало крупномасштабных раскопок. Имеющиеся данные едва ли позволяют делать какие-либо обобщения. По этой причине, учёные, интересующиеся этой темой, должны делать общие утверждения с большой осторожностью, а выводы о социальной системе не должны основываться на каком-то одном критерии".
Вообще говоря, неравенство присутствует в любом человеческом обществе, так как сами люди неравны друг другу по многим параметрам. Но одно дело, когда мы наблюдаем неравенство, например, в группе мальчиков-подростков, и совсем другое дело, когда неравенство в обществе институциализировано в форме кастовой системы или как-то иначе.
Это традиционный вопрос в социальной археологии - определить степень социального неравенства в рамках того или иного общества. Такой анализ обычно проводится с двумя классами данных - данными по домохозяйствам и погребальными данными. Общая цель состоит в том, чтобы определить величину и характер междомовых или межиндивидуальных различий в показателях социального статуса. В археологии домохозяйств такими показателями являются размер дома или площадь дома и атрибуты домашнего инвентаря. В погребальной археологии индикаторами являются атрибуты строительства могил и могильные принадлежности.
Коэффициент Джини часто используется в антропологии и экономике как формальная мера неравенства в распределении жизненных благ. Значение Джини, равное 0, указывает на то, что жизненные блага распределены абсолютно равномерно, в то время как значения, близкие к 1 (наивысшее значение, которого может достичь Джини), указывают на то, что наибольшая доля жизненных благ принадлежит меньшинству населения.
Результаты по данным о домохозяйствах показывают, что различия в размерах домов между домохозяйствами были незначительными.
Значение коэффициента Джини для разнообразия погребальных материалов с кладбища Гомолава составляет 0,443. Следует отметить важный факт, касающийся могил Гомолавы: анализ ДНК показал, что все они принадлежали мужчинам из одного линиджа ("большой семьи"). Продолжительность кладбища оценивается приблизительно в 50 лет, или два поколения. Это важная информация, поскольку она может свидетельствовать о том, что, независимо от неравенства или равенства в погребальном имуществе, только один род имел доступ к месту захоронения в пределах поселения. То есть, в культуре Винча не было отдельных погребений для "тузов", как, например, в микенской Греции, или династическом Египте, или Советском Союзе с его мавзолеем.