О брачных отношениях в Африке.

Apr 21, 2021 21:03

Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической Африки" (М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 2001) говорит, что "Африка знала исключительно унилинейную систему родства в обеих своих формах: матрилинейной (юридическое родство, ограниченное кровными родственниками по материнской линии) и патрилинейной (родство, ограниченное кровными родственниками по отцовской линии). Выбор комплексом обществ одного или другого принципа родства зависит не столько от рассуждений, связанных с теорией зачатия, сколько от более сложных обстоятельств, среди которых преобладающее место занимает, по-видимому, тип социальной организации. Согласно У.Э.Абрахаму, например, когда социальная организация тесно связана с метафизическими представлениями прошлого (анцедентами) и экономический элемент не служит главной целью, биологическое родство подчиняется духовному, а наследование происходит по материнской линии. Когда же, напротив, социальная организация не слишком связана с этими представлениями и в ней приобретают значение экономические цели, тогда возникают две возможности: если в экономике преобладает деятельность мужчины, наследование будет патрилинейным, если женщины - матрилинейным".

Весьма любопытная концепция. Если она верна, то в таком случае выходит, что чем более религиозно то или иное древнее общество, тем с большей долей вероятности его социальная организация будет матрилинейной. И наоборот: по мере замещения духовности экономическими принципами, возрастает вероятность того, что общество станет патрилинейным.

"При матрилинейном родстве наследование прав, обязанностей, статуса и возможного имущества происходит от матери к её дочерям и сыновьям, потом к сыновьям дочерей, к сыновьям дочерей дочерей, за неимением их - к старшей сестре и к её сыновьям. Для женщины связь со своим линиджем важнее её связи с линиджем по браку. Для отношений в линидже, как и для воспитания детей, важен авторитет дяди со стороны матери, поскольку мать не может выполнять роли отца, относящейся к чисто мужской компетенции. Когда сын подрастёт, особенно в период до брака, он отправляется жить к своему дяде по матери, который и предоставит ему позднее брачный выкуп за жену и сделает его своим наследником. Впрочем, отец не остаётся просто родителем, поскольку сын живёт вместе с ним в первые годы и впоследствии будет поддерживать с ним постоянные отношения. Местожительство семьи может быть уксорилокальным* (при матери) и вирилокальным** (при отце); в этом случае женщина в какой-то мере теряет покровительство своего линиджа, однако иногда это местопребывание может оказаться и авункулярным***, т.е. у матрилинейных родственников отца. Система матрилинейного родства действует в Западной Африке у коньяги (Гвинея), у дагари и бобо-финг (Буркина-Фасо), у неисламизированных сереров и у басари (Сенегал), у народов группы акан (Кот-д'Ивуар, Гана), таких, как гуанг, аньи, бауле, чви (ачем, аквапим, фанти, ашанти), в Центральной Африке - у различных народов Габона (южная часть), Конго (южная часть), Заира (на западе), Анголы, в Восточной Африке - у народов Малави, Мозамбика (северная часть), Замбии.

Выходя замуж, женщина не создаёт новую семью, а остаётся включённой в свою собственную. Брак является источником силы линиджа, зависящей исключительно от числа и плодовитости женщин, и средством обеспечения преемственности в почитании предка - элементы особо ценные в природной среде, где многочисленные эндемические и эпидемические болезни вызывают высокую детскую смертность.

Так как союзы внутри линиджа были бы кровосмесительными, их необходимо заключать между двумя разными линиджами. Переговоры между линиджами могут быть долгими и длиться годами с бесконечными посещениями родственников и посредников, с последовательными шагами, которые требуют обдумывания, исчерпывающих совещаний среди заинтересованных групп, осторожных расспросов девушки. Равным образом долго продолжается и период помолвки, которая может произойти, когда девушке всего 10-12 лет или даже раньше. Юноша делает множество визитов вежливости родителям будущей жены, обязательно с подношением подарков и предложением услуг; особенно важное значение имеет первый подарок, который, если его принимают, означает начало помолвки.

В связи с этим по всей Африке распространился институт брачного выкупа, согласно которому линидж, желающий получить женщину для одного из своих членов, предлагает имущество линиджу, уступающему эту женщину. Брачный выкуп является компенсацией за то, что женщина покидает свой линидж; дополнительно это также и возмещение убытков за выполняемые женщиной домашние работы, доказательство серьёзных намерений мужчины, узаконение брака и ожидаемых детей для супружеской пары и общества. Такой социальный контекст этого института показывает необоснованность западного меркантильного толкования, согласно которому в африканских обществах мужчина якобы “покупает” супругу. Разумеется, эта проблема остаётся одинаковой при обеих системах родства, поскольку и при матрилинейном родстве также стоит вопрос об обзаведении жёнами где-то на стороне для детей мужского пола; этим объясняется, почему линидж мужчины всегда должен платить брачное возмещение [1]. Брачный выкуп является одновременно компенсацией за уступленную плодовитость и залогом: в случае незаконного разрыва брачных уз со стороны мужа он не возмещается; кроме того, пока выкуп полностью не уплачен, все дети продолжают принадлежать к линиджу матери. Если женщина возвращается к своим, она берёт с собой детей, и те снова соединяются с отцом только в сознательном возрасте (если только выкуп не выплачен полностью или тем временем уже возвращён - в последнем случае они остаются в линидже матери)".

И в заключение Д. Пирцио-Бироли говорит несколько слов о полигинии. "Разумеется, поскольку мужчины и женщины находятся в более или менее численном равновесии, не все браки являются полигинными, а те, которые существуют, редко включают более двух-трёх жен, в то же время мусульманам Коран устанавливает предел в четыре жены, а крупные “языческие” вожди насчитывали их даже десятками. Преимущества очевидны: полигиния создаёт в той же самой семье больше производственных ячеек и, следовательно, больше продукта; она позволяет легче справляться с трудоёмкими домашними работами; она допускает обильную рождаемость в семье и в линидже без ущерба для здоровья женщин (невозможность заменить материнское молоко другим питанием требует запрета на половые сношения в течение всего периода кормления, который может продолжаться два-три года); она символ экономического процветания и социального престижа; она усиливала политическую власть вождей и правителей (путём союзов или нейтралитета линиджей или кланов, где были взяты супруги) либо их ритуальную роль (союз с крупными линиджами или кланами и с их предками символизирует единство общества в целом)".

То есть, по сути, многожёнство в Африке являлось формой "первоначального накопления капитала". Одна жена приносит доход, допустим, в $100 в месяц, две жены - $200, а три - $300.

Европейские женщины - не чета африканским; довольно часто они не приносят ничего кроме убытков.



------------------------------------------------------------------------------
* По месту жительства супруги.
** По месту жительства супруга.
*** Вероятно, описка, так как в данном случае речь идёт об авункулолокальности, т.е. о поселении по месту жительства дяди по матери. -Примеч. пер.

[1] Однако здесь совсем непонятен вопрос о приданом. Д. Пирцио-Бироли пишет: "Невесту с большой помпой сопровождают друзья, которые несут приданое, состоящее из одежды, украшений (иногда брусков золота, предназначенных для изготовления драгоценностей), и даже (у некоторых групп) ведут корову". Какое может быть приданое невесты, если линидж жениха заплатил брачный выкуп за неё? Это же, по-моему, полный нонсенс.

авункулат, полигиния, Африка, матрилинейность

Previous post Next post
Up