"Эпифании" Матери-Земли в современном искусстве.

Apr 21, 2021 12:22

Dr Jack Dempsey в своей статье "‘Epiphany’ of Earth Mother: Sanctity, Well-Being & The Garden" затрагивает проблемы современного потребительского общества, связанные с ухудшением среды обитания, проблемы, грозящие обернуться глобальной экологической катастрофой.

"Там, где люди деморализованы - безразличны к настоящему или будущему, - внезапное прозрение, подобное молнии, показывает жизнь, которая ещё теплится внутри нас. Каково было бы жить в мире, который воспринимает планету Земля как живую Мать, которую мы всегда обязаны благодарить прежде всего за то, что она есть истинная природная основа нашего собственного благополучия? Нам не нужно заглядывать (или вспоминать) слишком далеко назад, чтобы услышать голоса людей, которые действительно придерживались таких убеждений:

Богиня Гея, матерь богов и смертных людей,

которая питает всех и дарует всё,

которая доводит всё до совершенства и заканчивает жизнь всего,

которая сеет и выращивает семена...

основа бессмертного мира...

Так в одном из орфических гимнов говорилось о Природе - также известной как Мать-Земля - как о живой Матери, в самый рационалистический век Древней Греции, в классическую эпоху. И это для нас является неожиданным и глубоким откровением, которое выходит из произведений современной греческой художницы Кадиани Велигрантакис, выставка которой открылась в понедельник 19 августа (2019) в восточно-критском городе Сития и называлась "Богоявление": Гея и божества растительности".



По словам Кадиани, эти работы "хотели прийти в наш мир": они поднялись в её сознание из глубоких областей подсознания. Как говорят художники, именно эти всплески Бессознательного рождают большинство их самых лучших работ. Они говорят о том, что чувствуют себя почти неспособными идти в ногу с мощными неосознанными силами, работающими, так или иначе, через них, - и это ещё более удивительно, когда результаты их творчества имеют одновременно глубоко традиционное и революционное содержание.



В этом космосе всё, что рождается от Неё, идентично и одно с Ней, божественно, вибрируя жизненным духом. И, подобно Земле, Она безвозмездно дарит все дары и пищу тем, кто чтит Её и бережно возделывает мир. В рамках таких отношений почти нет ничего удивительного в том, что мир становится садом - тем райским Садом, который никогда не был по-настоящему потерян и находится так же близко от нас, как и наши собственные руки.

Именно об этом "чуде" доисторического мира свидетельствует оригинальная ханаанская история "первоначального сада", на которой авторы позднейшей Библии основывали свою повесть об "отпадении" от "Бога". В ханаанской истории прототипы Адама и Евы - бессмертные счастливые садовники этого сада, который окружает светящееся Дерево Жизни - и мы видим это Дерево снова как непревзойдённый образ в коллекции Кадиани. Так называемое "бессознательное" оживляет каждую частичку традиции.



Такова была и сила всякой "зелёной поросли", рождённой от Матери-Земли. Ещё прежде минойского Крита, народы Земли нашли божества внутри себя и соединились, как вечные духи, со своей природой: они были/являются несокрушимыми духами, которые выживают и поднимаются из каждой катастрофы - от пожара до вулканической ярости, - и исцеляют все опустошённые земли, вновь сажая новые цветы, находя новые лекарства и пищу.



Эти паутины связей сохранились и в языке. Минойцы глубоко отождествляли свою жизнь с природными циклами вегетации растений. Это была каллиргея: возделывание земли - это возделывание души. Благодаря этому, минойцы оставили нам все виды "хорошей работы" (kalo ergo).

Эти гуманизирующие идеи сохранились и в поздней латыни, в корне самого слова "культура". Cultus: Природа и общество позиционировали себя не как противоположности, а как дополнения - чувство и идею, которые способствовали созданию мира "уважительных отношений". Чтобы возделывать Землю как сад, нужно было жить как садовники "первоначального сада", которые почитали не царей, а духовные силы более величественные, чем они сами.

Нет, это не утопия. Это просто краткое изложение наших же истинных и первозданных сущностей. которые мы можем ещё вернуть и обрести заново, подобно тому, как человек вспоминает забытое слово или видит казалось бы насовсем утраченную картину.

Поэтому я с благодарностью говорю Кадиани спасибо за то, что она вернула наше сознание к этим здоровым корням человеческого детства. Что может быть важнее сейчас, чем одухотворение бездушной цивилизации?



Как сказала поэтесса Барбара Мор, посмотрите в микроскоп или телескоп: Природа работает (Look through a microscope or a telescope: Nature Works). Но загляните в глаза "Артемиды" и "Тёмной матери" Кадиани. Эти Матери знают, что происходит, когда культура настолько сходит с ума, что забывает о том, что есть нечто большее, чем она сама.

Давным-давно было сказано: "Ducunt Volentem Fata, Nolentem Trahunt" (Желающего судьба ведёт, нежелающего - тащит). Немного перефразируя эту поговорку, можно сказать: "Кто живёт в согласии с Матерью, она ведёт: кто упрямится, тех она тащит". Мы можем познавать Её как Гею или как Немезиду, и Её возмездие всегда приходит заслуженным.

И здесь необходимо подчеркнуть критически важный момент, раз уж зашла речь об эпифаниях (богоявлениях) Великой Матери. В работах Кадиани все лица Богини имеют человеческую форму. В минойском изобразительном искусстве (например), когда человек одержим присутствием Божественности, божественное существо также выглядит (чаще всего) как человек - оно практически неразличимо.

Но эти образы не похожи на "персонализации Богини" в нарциссических постановках Нового времени. Послание здесь в том, что, заглядывая глубоко в эти образы, мы смотрим в себя (и, надеюсь, прислушивается и вспоминаем всё самое лучшее в себе). Мы здесь не для того, чтобы заключить сепаратный мир нашего так называемого "личного я" с Системой, которая эксплуатирует каждое живое существо до смерти. Тут, скорее, мы являемся адресатами тех посланий из сферы Бессознательного, которые Барбара Мор отождествила с "непрерывным природным творческим процессом". И послания Природы в некоторых из этих пугающих образах - это тревожный крик: Проснись, человече, ибо время короче, чем ты думаешь! [1]



Мы сливаемся с природой в общении с ней самой. Как говорит Мор, "Она [природа] творит искусство из своих снов": "мы - её [природы] продолжение, её поэтические образы." Следовательно, "когда ты всегда помнишь, что единственное Божество - это Земля, тогда ты становишься серьёзным". Мы приходим к своим самым здоровым ощущениям в созерцании этих картин, и наши глаза спрашивают: что именно мы должны делать, когда наша Матерь в такой боли?

Но эти лица Богини не призывают ни к патриархальной ярости, ни к угрозам, ни к наказаниям: то, что Природа принесёт нам в будущем, будет просто естественными плодами или последствиями нашего собственного (бессознательного или пробуждённого) творчества. Во взгляде этих лиц мы узнаём, что Время Лжи, которое вредит Матери Земле, приходит к концу. Никто теперь не может изобрести машину или вести бизнес, который отравляет мир, не зная, что это преступление, умышленное убийство и самоубийство. Выбор тут невелик: "зелёные" технологии или всеобщая погибель.

Из нашего общения с Геей через работы Кадиани мы понимаем, что практики, которые претендуют на то, чтобы "покорять" Природу, приводят только к самоуничтожению. Так или иначе, Земная Мать заставит нас вспомнить мудрость, с которой началась наша человеческая история".

----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Немного "смахивает" на баптистскую проповедь, но, вообще, для американцев это нормально, этот стиль у них "в крови" (ltraditionalist).

искусство, Мать Земля, экология

Previous post Next post
Up