Шаманки Окинавы.

Apr 21, 2021 22:34

Население префектуры Окинава - рюкюсцы, в настоящее время составляющие этнографическую группу японцев, в прошлом представляли особую народность с собственной историей, культурой и традициями. Одной из таких религиозных традиций и является шаманство.

Необходимо отметить, что окинавские шаманы - почти всегда женщины, мужчин среди них встречается очень мало. Для обозначения шамана на Окинаве наиболее широко применяется термин «юта». По мнению американского исследователя окинавской религии Уильяма Лебра, термин этот произошёл от глагола «ююнг», что означает «трястись», «дрожать».

Сами шаманки полагают, что это слово имеет несколько унизительный оттенок, и предпочитают более общий термин «каминтю» (человек-божество), который употребляется и по отношению к жрицам - «норо». В то же время каждая шаманка имеет свою «специализацию», и в зависимости от неё носит определённое название. Например, «синма» называют в основном медиумов; «юудати» - тех, кто обладает способностью общаться с умершим в течение 49 поминальных дней и т.д. Иногда шаманок называют «канкакаря» (одержимая богом). И всё-таки наиболее широко применяется термин «юта».

В королевстве Рюкю (время существования: XV - XIX век) существовала община хи ну кан (hi nu kan), обряды внутри которой совершали жрицы «норо» (на фотографиях к посту). Норо были официальными жрицами Рюкю. Король Рюкю и его министры представляли светскую власть, а Верховная жрица и другие норо представляли религиозную власть. Верховную жрицу норо называли «кикоэ оугими» (kikoe ōgimi), часто Верховной жрицей королевства становилась сестра короля или другая его родственница. Теоретически её власть могла равняться королевской, но в жизни таких случаев было мало. Тем не менее, статус жрицы норо был весьма уважаем в обществе. Как упоминалось выше, долг норо - заботиться о своей общине, а также о духовном благополучии людей. Впрочем, на Окинаве до сих пор можно встретить практикующих шаманок юта.



В деятельности шаманок юта и жриц норо есть определённые отличия. Если объяснить совсем кратко, норо - это жрицы, а юта - медиумы. И те и те женщины участвовали в обрядах, ритуалах и духовных практиках. Однако, статус жрицы норо можно было получить только по наследству по материнской линии, также жрицы норо являлись частью официальной системы соблюдения традиционных ритуалов. Шаманки юта - это отдельные женщины, у которых «пробудились психические и духовные способности». Стать юта означает провозгласить себя шаманкой без какого-либо подтверждения «профессиональной квалификации». Для решения какой-нибудь проблемы можно было заплатить независимой шаманке юта, чтобы посоветоваться с духами и найти решение, юта не имели недостаток в клиентах.

Окинавские юта лишены некоторых особенностей, которые традиционно считаются присущими шаману. Юта носит простые белые одежды, во время сеанса сидит спокойно и песнопения свои произносит тихим голосом. Юта не путешествует в экстазе по небесным или подземным мирам, её обряд инициации не имеет ничего общего с темой ритуальной смерти и последующего «пересотворения». В отличие от шаманов в других культурах, юта, по всей видимости, не имеет большой власти ни над людьми, ни над духами. Роль юта заключается в передаче информации, которую она узнаёт от своих ками-сама, и в том, чтобы помочь людям (живым или умершим) завязать новые, более лучшие отношения.

Как и в других странах, деятельность шаманок на Окинаве в разные времена подвергалась порицанию и запрету. «Охота на юта» проводилась во времена Рюкюского королевства (XV - XIX век), но особенно интенсивно она проводилась в первой половине XX века, уже после образования префектуры Окинава. Чаще всего шаманки подвергались нападкам со стороны газет. Самым распространённым обвинением было «введение в заблуждение несведущих народных масс и подрыв общественной морали», «распространение беспочвенных слухов и сплетен» и «получение незаконных денег и товаров».





Источник.

шаманизм, острова, Япония

Previous post Next post
Up