"А. Ф. Лосев находит поразительным тот факт, что в позднейшее время Зевсу было посвящено сравнительно мало праздников и никогда не было посвящено никаких мистерий. Среди богов Греции по числу посвящённых ей храмов (около 80) первое место занимала Артемида. Почему именно она?" - задаётся вопросом А. М. Иванов.
"Ответ на этот вопрос даёт А. В. Сазанов в статье "К изучению теонимии Боспорского царства". Он прослеживает линию развития культа Артемиды от критской
Понтии Терон. Главным божеством минойского Крита была Понтиа Терон. Она изображалась как повелительница зверей".
Значит, надо полагать, культ Понтии Терон имел место быть не только на Крите, но и во всей Эгеиде и Элладе до появления там греков-ахейцев. Очевидно, этот культ можно назвать пеласгическим. Пришедшие в Элладу греки не вырезали "под корень" всех пеласгов, и последние долго сохраняли свой матриархальный культ. Конечно, как и везде, хранительницами культа были женщины. Они-то и явились "передаточным звеном", соединившим пеласгическую Понтию Терон с классической Артемидой. Произошло это в микенский период формирования древнегреческой культуры.