Патриархат как антинеолитическая контрреволюция.

Dec 25, 2020 22:40

"Переход от охоты и собирательства к осёдлому земледелию Г. Чайлд назвал "неолитической революцией". Отношения кочевого образа жизни можно назвать антинеолитической революцией.

Скотоводство органически дополняло осёдлое земледелие. Пастух мог быть только рабом крестьянина (в русских деревнях на пастуха смотрели как на последнего человека). Антинеолитическая контрреволюция освободила раба, который бежал с украденным у крестьянина скотом в дикую жизнь.

Для пастухов в разряд скота попадают и люди, за счёт которых они живут. Кочевники существуют в симбиозе со скотом.

Эмансипированный до уровня кочевника раб крестьянина стоит в нравственном отношении не только ниже земледельца, но и гораздо ниже доисторического человека, охотника и собирателя (что отметил и Энгельс). Кочевые народы опускаются с уровня пастуха на уровень скота" (Цит. по: Иванов А. М. Цивилизация Мадонны. Голос в пустыне. - Приложение к журналу "Атеней". М., 2005. С. 12).

Я здесь поспорил бы с А. М. Ивановым насчёт того, что пастух был рабом крестьянина, - совсем негоже говорить о рабстве в эгалитарных земледельческих обществах эпохи неолита. Ну и в сравнении кочевых народов со скотом автор тоже хватил через край, хотя здесь он пересказывает концепцию немецкого востоковеда Адольфа Вармунда (1827-1913). Но в основном, в общих чертах, данное описание соответствует исторической действительности: повсюду мы наблюдаем нападения кочевников на земледельческие цивилизации, результатом чего является упадок культуры и торжество диких нравов.

земледелие, неолитическая революция, степняки, скотоводство

Previous post Next post
Up