О кувшинных погребениях.

May 01, 2020 17:43

Погребение покойников в крупных кувшинах своими корнями уходит в глубокую древность, и этот обряд в те или иные периоды истории существовал среди разных народов мира. Самые древние кувшинные погребения зафиксированы в Египте.

В додинастический период (конец V тыс. - ок. 3100 до н. э.) египтяне практиковали захоронение умерших в керамических горшках, которые чем-то напоминали греческие амфоры. Так хоронили преимущественно детей, новорождённых и недоношенных младенцев, однако были случаи, когда подобным образом поступали и с телами взрослых.

Данная традиция поставила многих исследователей в тупик. Высказывались версии, что захоронение умерших в горшках было обусловлено материальными трудностями семейства. Иными словами, бедняки не могли себе позволить проводить те же ритуалы, что и богатые. Однако сейчас археологи оспорили данное утверждение. Их выводы были опубликованы в журнале Antiquity.

Учёные полагают, что для нищих жителей Древнего Египта керамические горшки были ценностью, и едва ли они хотели с ними расставаться. Но ещё важнее другое: исследователи обратили внимание на то, что слова «горшок» и «утроба» обозначаются одними и теми же иероглифами. Так что захоронение детей в горшках, вероятно, имело некий ритуальный смысл, где керамическое изделие должно было символизировать утробу матери.

Специалисты обратили внимание на стену одной египетской гробницы, где были изображены люди в ритуальном танце. Иероглифы, которые дополняют изображения, упоминают слова «горшок», «яйцо» и «секрет рождения».



Иероглиф, обозначающий слова «горшок» и «утроба» / ©Arstechnica

Дополнительным свидетельством символического значения таких захоронений является то, что умершие располагались в форме эмбриона (Источник).

В lV - lll тыс. до н. э. этот похоронный обряд был широко распространен в Месопотамии и в Малой Азии, у хаттов. На Кавказе, в связи с открытием на территории Азербайджана памятников лейлатепинской культуры (период позднего энеолита), где наряду с другими типами были выявлены также погребения в керамических сосудах, хронологические рамки этого погребального обряда были отодвинуты к IV тыс. до н.э.

Лейлатепинская культура генетически хорошо увязывается с североубейдскими позднеэнеолитическими памятниками, в частности, с поселениями района Восточной Анатолии (Арслантепе, Коручу-тепе, Тепечик и др.). Поселение Лейлатепе - типичное переднеазиатское поселение - чрезвычайно скученное, жилища строятся впритык друг к другу (глинобитный кишлак с глинобитными дувалами). По мнению некоторых российских учёных, носители лейлатепинской культуры были протомайкопцами, то есть создатели майкопской культуры. Сирийской экспедицией археологов РАН выявлено сходство артефактов майкопской и лейлатепинской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.

Значит, кувшинные погребения восходят к кругу матриархальных культур. Кувшин на символическом языке - аналог материнского чрева; значит, погребение в кувшине следует понимать как возвращение в материнское чрево. Очевидно, смерть понималась как возвращение души к Матери для рождения в новом теле.

Под этим углом зрения любопытно взглянуть на Диогена Синопского, который, как известно, своим местом жительства избрал пифос, большой сосуд для хранения зерна или вина.



По сути, он жил одновременно и в материнском чреве, и в гробу. Интересно, сознательно ли он выбрал себе такое жилище или просто так "сложились обстоятельства"?

Очевидно, то же самое кувшинное погребение практиковалось и в Долине Кувшинов в Лаосе. Согласно исследователям, тела умерших складывались в сосуды (высотой между 0,9 и 1,8 метра, концентрация которых на одном участке доходила до 400 штук) для последующего гниения, после чего убирались оттуда и окончательно хоронились в прилегающей области - уже превратившись в кости.




кладбища, сосуды

Previous post Next post
Up