О женских погребениях в верхнем палеолите.

May 01, 2020 10:48

О. Н. Бадер в своей статье "Погребения в верхнем палеолите и могила на стоянке Сунгирь" указывает на большую редкость палеолитических погребений. "Большая редкость палеолитических погребений при обилии поселений и отсутствии специальных палеолитических мест погребения, могильников для всех членов рода, которые появляются только в мезолите и неолите, заставляют предполагать существование обычаев, в силу которых не все члены рода подвергались погребению, а лишь некоторые. Этнография и в этом отношении сохранила нам разнообразные примеры: поедание трупов, выбрасывание их на уничтожение зверями и птицами, помещение на плот или лодку или выбрасывание прямо в воду, помещение трупов на деревья и другие способы избавления от умерших, применение которых приводило к почти полному исчезновению даже их костных остатков".

В этом смысле особый интерес представляет классификация найденных скелетов по половому признаку. Вообще-то встречаются погребения и с мужскими, и с женскими, и с детскими скелетами. Но каких скелетов находят больше - мужских или женских? Вот в чём вопрос.

Автор пишет: "Сложный ритуал и богатое убранство некоторых верхнепалеолитических погребений иллюстрируют большую заботу по отношению к умершим, проявлявшуюся независимо от их пола и возраста." Но тогда возникает вопрос: почему именно эти умершие удостоились погребения, а другие - нет?

Хотя, так тоже нельзя говорить. Что значит "удостоились" погребения? Мы знаем о воздушных захоронениях шаманов, - их тела не предавали земле, - и это были весьма достойные захоронения.





Так что, если археологи встречают очень мало палеолитических погребений, это вовсе не значит, что древние люди хоронили только вождей и их "прихлебателей", а всех остальных выбрасывали как мусор. Может быть, их хоронили в деревянных колодах на деревьях в лесу; просто дерево быстро сгнивает, и от такого захоронения ничего не остаётся.

Отголосок древнего обычая надземного погребения находим в фольклоре мордвы Восточного Поволжья. В песне, известной в нескольких вариантах, умирающая девушка просит похоронить её на дереве. Песня „Луша, Лушенька» заканчивается словами:

Не хороните меня, матушка, на кладбище,
Похороните меня, матушка, около большой дороги,
Около большой дороги, на старом дубе [1].
Представляет интерес описание погребения на стоянке Сунгирь.

"В могиле лежал скелет мужчины 55-65 лет (по Г. Ф. Дебецу) в вытянутом на спине положении, головой на северо-восток, с кистями рук, скрещенными на тазовых костях, густо засыпанный порошком красной охры и с исключительно богатым инвентарем изделий из кости и камня.

После засыпки могилы, в процессе которой ещё по крайней мере три раза густо посыпалась охра, поверхность могилы, видимо, на уровне поверхности почвы того времени, была ещё раз и наиболее густо засыпана охрой, обозначавшей на стоянке место могилы, и на неё положены камень и череп человека или отделённая от туловища голова. Надо полагать, что это был череп, а не голова, так как в последнем случае животные (возможно, собаки, песцы) вряд ли оставили бы ее в покое. Кроме того, по наблюдению М. М. Герасимова, на черепе имеются следы надрезов. Эти надрезы могут являться следами искусственного удаления с черепа мягких частей.Череп, судя по его плохой сохранности, отсутствию нижней челюсти и зубов и по состоянию его поверхности, долгое время находился на поверхности. Он принадлежал, по Г. Ф. Дебецу, женщине европеоидного типа.

В верхнем палеолите возник обычай ритуального захоронения черепов, отделённых от туловища (Плакар и Арси-сюр-Кюр, Франция). Но в связи с находкой отдельного женского черепа на Сунгире имеет особенно большой интерес другая находка в том же гроте Плакар, относящаяся к более позднему горизонту мадленской эпохи. Здесь были обнаружены женский череп и нижняя челюсть от него, окружённые раковинами улитки, которые частично просверлены. Последнее обстоятельство позволяет придавать этой находке ритуальное значение. Ритуальный смысл ещё яснее выступает на Сунгире, где женский череп (или голова) был положен на густо посыпанную красной охрой поверхность могилы и был явно с нею связан.

Подобные древнейшие обычаи захоронения или оставления на поверхности поселения отделённых от туловища черепов перекликаются с этнографическими примерами. Так, житель Тибета, бросающий труп своего отца на съедение зверям, сохранял его голову как святыню. В других случаях голову «нередко отделяют от тела и бальзамируют или же хранят в виде черепа, очищенного от мяса, очевидно, предполагая, что в нём живёт душа человека».

С этой точки зрения женский череп на могиле сунгирца мог бы принадлежать, скажем, его матери, не удостоенной в своё время индивидуального захоронения в земле."

Возможно, как я предполагаю, многих женщин верхнего палеолита и не хоронили в земле, поскольку они при жизни занимались шаманской практикой. Для них существовал обряд воздушного погребения.

----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] А. А. Шахматов. Мордовский этнографический сборник. СПб.. 1910, стр. 431-436.

кладбища, палеолит

Previous post Next post
Up