Пионеры на демонстрации. Ленинград.1933 г.
Продолжение.
Часть 1 Часть 2 Часть 37. Американский шпион
К 1925 году почти все церковные деятели были арестованы, и Юлий Федорович попал на Лубянку.
Из биографии, рассказанной Геккером:
В правительство потекли доносы, в которых говорилось, что я - американский шпион, работал под прикрытием религии. Меня арестовали и продержали две недели, прежде чем разобрались и отпустили.
.
По воспоминаниям епископа Фредерика Ньювела (Frederick Buckley Newell) в 1925 году связь с Геккером прервалась. На собравшейся в Нью-Йорке ежегодной Конференции Миссии по Востоку кто-то предложил вычеркнуть его имя из списков. Однако, Норт возмущенно запротестовал : «Пока не будет известно о его смерти, этого делать не следует»
Из рассказа детей:
Его освободили благодаря заступничеству Чичерина, и жизнь, как будто бы наладилась…
В 1927 году он издает в Америке книгу «Religion under the soviets» и на вырученные деньги организует производство овсяных хлопьев. Их название «Геркулес» он придумал сам…
.
картинка
отсюда Из биографии, рассказанной Геккером:
Потом меня опять ненадолго арестовали , но это была просто ошибка.
После того, как меня выпустили, я остался без работы, я был под подозрением и не знал, как я буду кормить свою семью, в которой уже было пять дочерей. В течение нескольких лет я делал все, что придется, получая мизерную плату за переводы.
.
Статья 1928 года из газеты “Arkansas Catholic”,
где Юлий Федорович “открыто говорит туристам”,
что нынешнее положение вещей долго не продержится,
строй зашел в тупик,
что коммунистические идеалы не заменят религии,
потому что в них нет духовности
Замечу, что американцы, с сочувствием наблюдавшие за построением социализма в России, считали Юлия Федоровича агентом ОГПУ и предупреждали вновь приехавших о том, что с Юлием Федоровичем нужно вести себя осторожно.
Мэтью Миллер добавляет: если в своих письмах Геккер жаловался на трудности и притеснения, учиняемые большевиками против религии, то в публичных выступлениях он был пропагандистом советского строя.
А Дейвид Фогльсонг еще и отмечает попытки Геккера не просто учить большевиков, но и выдвинуться в лидеры, повести за собой. [ - к нужной цели, ведь именно
таковой была стратегия Мировой церкви и Миссии]
Из биографии, рассказанной Геккером:
Потом я вернулся в Университет в качестве лектора на факультет иностранных языков, где читал лекции на тему «Социологические аспекты английской литературы».
В такой должности, я конечно не мог участвовать во многих моментах современной жизни.
В 1934 году меня пригласили на факультет истории в связи с открывшимся факультетом американской и европейской цивилизации.
.
В июле 1934 года Геккер впервые встретился с Эрлом Юбенком, американским социологом, работавшим вначале на рокфеллеровский Совет по Образованию на Филиппинах, получившим докторскую степень в рокфеллеровском Чикагском университете и к тому времени возглавлявшим кафедру социологии в Университете в Цинцинатти. Встреча произошла в Ленинграде, в отеле Европа, где Геккер остановился, приехав из Москвы, на пути в Европу.
Юбенк описывает Геккера как "стройного, среднего роста, пятидесяти трехлетнего человека, производившего странное впечатление того, что он одновременно моложе и старше своего возраста. Его лицо сохранило юность, развившуюся из его идеализма и надежд о будущем, в то же самое время он был отмечен морщинами, которые были результатом не только его горьких разочарований, но и глубоких страданий."
Его внешний вид удивил Юбенка. Даже в Англии для встречи с европейцами и американцами каждый одевался в лучшее, Геккер же был равнодушен к помятому костюму и рубашке, никогда не носил галстуков, а его багаж вызывал жалость.
В беседе и в своих речах он обнаруживал "удивительную смесь глубокого мыслителя и непрактичного фантазера, с добавлением детской беспомощности перед лицом реальных проблем, с одновременным, если не незнанием этих проблем, то замешательством перед возникающими трудностями."
В гостинице у Геккера были какие-то проблемы с резервированием номера, и ему дали лишь место на ночь, которое он должен был освобождать сразу же после завтрака. Юбенк предоставил свой номер в распоряжение Геккера, в течение трех дней номер стал местом хранения его багажа и офисом, а Юбенк получил возможность побеседовать с советским социологом.
Из биографии, рассказанной Геккером:
Моя надежда в том, что я в какой-то мере смогу объяснить русский идеал внешнему миру. С этой целью я сейчас много пишу, и это очень хорошо принимается в англоговорящих странах Три моих книги уже изданы в Лондоне - «Русская социология», «Московские Диалоги», «Религия и коммунизм».
Сейчас я направляюсь в Англию, куда меня пригласили погостить на три недели Сидней Уэбб и лорд Пасфилд. Я пытался получить визу и в американском консульстве в Москве, по которой я бы мог съездить в Америку. Профессор Уард хочет организовать мое чтение курса лекций. Я покидаю Лондон с надеждой, что смогу получить ее в Лондоне.
.
Ему дали американскую визу. Геккер посетил США осенью и зимой 1934-1935 гг , и он вновь встретился с Юбенком, уже в Университете в Цинцинатти.
Америка, для которой Юлий Федорович был советским пропагандистом , а ранее -Юлиусом Геккером, опасным радикалом, лишенным гражданства, вдруг охотно дала ему визу и предоставила полную свободу для лекций о Советской России.
Газета 1934 года
Профессор Геккер расскажет о религии при Советах
это-попытка рассказать о русском развитии,
а не распространить здесь коммунизм
Книги Геккера, изданные в Америке
Из истории, рассказанной детьми:
Он даже беспрепятственно дважды между 1933 и 1936 годами выезжал в Америку и Европу с чтением лекций, и как-то взял с собой дочь, которая смогла некоторое время проучиться в английском колледже.
[Интересно, был ли этот колледж методистским?]
.
О том , как жили Геккеры в Москве рассказала миссис Геккер, которая пыталась поддерживать мужа в его работе по "облагораживанию коммунизма".
Записанное Эрлом Юбенком интервью с Элизабет Геккер датируется июлем 1934 года.
Юбенк описывает женщину 45-ти лет, которая могла быть заметна в любой толпе, «если бы позволяли возможности и финансы». Ее лицо и внешний вид свидетельствовали о тяжелом труде и лишениях, однако она переносила их не как страдалица, а как человек, отказавшийся от легкой жизни ради Благого дела.
Рассказ миссис Геккер вылился в целую лекцию о семье и семейной жизни в СССР, ее с интересом слушали Юбенк и группа приехавших с ним социологов.
Миссис Геккер рассказала, что после получения советского гражданства их жизнь стала прискорбно тяжела, пять детей усугубляли положение. Из-за нехватки жилья в Москве им дали лишь одну комнату по адресу “Неглинная, комната 18 в квартире 5”, (в 1934-м году самой младшей из девочек уже было 14, а старшей - 21 год)
Комната рабочего 1920-е годы
Часть кухни. 1920-е годы Петроград
Грузчики порта (из Калуги) в комнате общежития Петроград 1923 год
Комната рабочего 1930-е гг.
Семья рабочего завода Красный путиловец Ленинград 1930-31 гг.
Областной Дом крестьянина (на площади Диктатуры) - спальная комната . Ленинград 1933 г
Общежитие учащихся 3-й Ленинградской профтехнической школы им Фрунзе(для инвалидов)
(Растанная ул, д 20) Ленинград 1930 г
По закону Геккеры должны были отовариваться в специализированном магазине, к которому были приписаны все члены профсоюза Университета.
Альтернативой были «открытые» магазины, доступные каждому, но в которых все товары продавались по ценам в 5-15 раз выше. Этого, конечно, они себе позволить не могли, потому что зарплата Геккера составляла 500 рублей в месяц.
В магазине. 1921 год
Выдача крупы и консервов населению. Петроград 1921
Выдача хлеба в магазине Петроград 1921
Взвешивание на базаре продуктов для столовой. Петроград 1921 год Фото В.Буллы
В магазине. 1924 г.
Юбенк был сильно удивлен, узнав о талонной книжке, которую нужно было предъявлять в специализированном магазине, и тем фактом, что после такого ужасного испытания в магазине, нужно было еще 20 минут ехать в переполненном автобусе на железнодорожную станцию, где такой же переполненный поезд через 35 минут доставлял их на станцию назначения, откуда до дома нужно было идти еще пятнадцать минут. [имеется в виду двухэтажный дом в подмосковной Клязьме, который смог построить себе Геккер, чтобы не ютиться в коммуналке]
Дом Геккеров в поселке Клязьма
Старейший рабочий завода "Красный путиловец" М.Г.Алексеев у своего дома на улице Стачек
Ленинград 1933 г. Фото Г.Луговой
“Дорога туда и обратно, 140 минут бесцельно проведенного времени, с невозможностью присесть в дороге, с нагруженными сумками руками,- и все это только для того, чтобы раздобыть еду!” - возмущался социолог.
Юбенк узнал и о других трудностях - школы были переполнены и работали в три смены. Двое из девочек посещали школу с 18:00 до 23:30, для этого они совершали поездки на поезде. «Чтобы сказали наши девочки, если бы им рассказали о таком режиме дня и учебы?» - комментировал Юбенк.
При этом он замечал, что девочки, признавая неудобства, не жаловались.
Они говорили: «Мы строим в России новую жизнь. Мы создаем общество , в котором никогда не будет классов, не будет эксплуатации, особых привилегий. Конечно, это тяжело, но нам не хуже, чем другим. Более того, мы знаем, что это - неминуемые трудности в первые годы строительства.»
[В некоторых публикациях рассказывается о том, что девочки едва говорили по-русски и плохо понимали, что происходит в стране. Трудно себе представить, что посещающие советскую школу дети, проживавшие в России дети с 1921 года, не смогли выучить русский.]
Семья Геккер с родственниками в Нью-Йорке до переезда в Россию
Пионеры на первомайской демонстрации.Ленинград 1933 г Фото В.ФедосееваРассказывая о воспитании детей государством, о легкости заключения и разрыва советского брака, о возможностях избавления от нежеланных детей, миссис Геккер предвосхитила вопрос, не является ли все это разрушением семейной жизни.
Она заметила, что эти меры не могут быть разрушительны, потому что в России нет семейной жизни, и никогда не было.
Ни однокомнатное проживание рабочих, ни убогие лачуги крестьян не могут называться «домами», это места для еды и сна. В действительности, никто в них не живет. Люди приходят туда, когда им больше некуда идти.
Красный уголок молодежного общежития фабрики "Скороход". Ленинград 1930 г.
Читальня при столовой им.Яна Томпа. Ленинград 1925 Фото Я.Штейнберга
Открытие университетской студенческой столовой. Петроград 1923 год
1-я образцовая столовая рабочего кооператива Центрального района. Ленинград 1925 год
Группа работников столовой им.Яна Томпа за работой. Ленинград 1925 г
Средний зал столовой им.Яна Томпа. Ленинград 1925 год
Выдача обедов рабочим, занятым на огородных работах, с походной кухни. Петроград 1921 г.
Обед матросов на палубе судна. Петроград 1924 год
Группа красноармейцев в чайной клуба.Детское село 1920-е
Бойцы во время отдыха в помещении одного из подразделений. Ленинград 1924 г
«Россия никогда не знала семейной жизни в американском понимании» - сообщила миссис Геккер, изучавшая когда-то социологию вместе с мужем.
Замужество было чуть больше, чем обыкновенное спаривание. Поэтому, новые законы улучшили, а не ухудшили состояние дел, потому что они уравняли в правах женщин.
Тем самым эти отношения поднялись до уровня товарищества, а не подчинения.
Это не уменьшило физиологическую сущность брака, потому что нечего было терять, зато теперь появилась возможность закладки равенства отношений.
Что касается дома и семейной жизни, их существование в России невозможно , пока не будут достигнуты жизненные стандарты, при которых станет это возможно.
«В настоящее время вся социально-культурная жизнь, а также время отдыха проводятся вне дома, так же, как это было и раньше, в еще худших условиях»
Выступление артистов на росп. 25 Октября (Невском) в пользу голодающих Поволжья Петроград 1921 год
Вечер отдыха в дни выборов в Ленсовет. Ленинград 1930-е
Посадка деревьев на острове Голодай в День леса. Ленинград 17 мая 1925 года
Неделя леса. Посадка деревьев в саду при Ленинградском доме работников просвещения.
Ленинград 10 мая 1927 года
Пляж в ЦПКиО Ленинград 1932 Фото С.Магазинера
Миссис Геккер окончательно растрогала всю группу социологов, когда призналась, что она, имеющая западное воспитание, страстно тоскует по собственному дому. Однако, она должна смириться с тем, что в России это невозможно.
Вскоре, после поездки, Юлий Федорович был отлучен от преподавания в университете.
Теперь он работал с иностранными туристами.
Реклама образовательных туров в СССР 1936 года
Приятный маршрут, низкие цены
Туристам предлагается совместить приятное с полезным - насладиться архитектурой и поучиться.
Среди учителей - опытные лидеры - знакомый нам по организации Христианского студенческого движения,
уже успевший получить докторскую степень, Джордж Дей и, конечно - Юлиус Геккер.
Дочери окончили школу, Алиса и Марсела поступили в институт иностранных языков, Ольга и Вера - в консерваторию, Ирма - в институт изобразительных искусств. И тут Юлия Федоровича арестовали, потом арестовали и супругу. Это было в 1938 году.
Больше от Геккера письма в Миссию не приходили. Его сестра, проживавшая в Бруклине, была в замешательстве, она не получала никаких указания о том, как распорядиться средствами на его счету.
Наконец, епископ Ньювел в 1958 году посетивший сестру миссис Геккер, проживающую в Берлине, узнал, что она только что получила письмо от своей сестры из Иркутска.
Подробности пишут иностранные газеты:
Марселла и ее сестры долго ничего не знали о своем отце, пока Associated Press не познакомила их с секретным делом отца, состоящем из 100 страниц.
Согласно материалам дела Юлиус Геккер сознался в том, что шпионил на американское правительство, а его книги были прикрытием его настоящей деятельности.
Это было в апреле 1938 года , ему сказали, что расстреляют через два часа, сфотографировали, а фотографию подшили в дело. В то время ему было 57 лет. Возможно, Юлий Федорович не был настоящим шпионом, но то, что он был осведомителем, а также агентом иностранного влияния - очевидно.
Был ли Юлий Федорович идеалистом и наивным человеком, считал ли он себя «лидером и пророком» или вел свою игру, пытаясь работать одновременно на два враждебных лагеря, возможно, узнает тот, кто возьмется беспристрастно написать его биографию.
По сегодняшним меркам вина Геккера , конечно же, не тянет на высшую меру наказания.
Но то были времена непримиримого противостояния, и семья Геккера стала лишь разменной монетой в этой Большой игре.
Справка:
Геккер Юлиан (Юлий) Федорович. Род. 1881, г. Ленинград; немец, б/п, обр. высшее, внештатный сотрудник института философии, доктор философских наук, прож. в Москве: Староконюшенный пер., д.33, кв.11.
Арестован 15 февраля 1938. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 19 апреля 1938 на 327 чел., №61, по представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И.Шапиро. Подписи: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов. Приговорен ВКВС СССР 27 апреля 1938 по обв. в шпионаже. Расстрелян и похоронен на "Коммунарке" (Моск. обл.) 27 апреля 1938. Реабилитирован 18 апреля 1957 г.
Послесловие
Авторы многочисленных публикаций о русском философе Юлии Федоровиче Геккере
Любят вспоминать о Бердяеве, о том, что Бердяев был оппонентом Геккера.
Некоторые публикации содержат цитаты из Бердяева, но делается это не для того, чтобы рассказать о критике Геккера, а для того, чтобы еще раз напомнить о том, как опасен коммунизм, не учитывая , что тем самым они обличают и самого Геккера, оправдывавшего жестокость революции до тех, пор, пока она не пришла за ним самим.
Между тем, Бердяев узрел ущербность геккеровской философии, неприятие и непонимание русской культуры, попытку подмены русского менталитета чуждой философией, на которой основывается капитализм. Все это заслуживает полного прочтения. Я же закончу этот пост выдержками из Бердяева, актуальными и по сей день:
"Bce, чтo Гeкep гoвopит o xpиcтиaнcтвe, cвидeтeльcтвyeт o тoм, чтo oн coвceм нe видит и нe пoнимaет дyxoвнoй и миcтичecкoй cтopoны xpиcтиaнствa. И цepкoвь для нeгo иcключитeльнo ecть явлeниe coциaльнoe, oпpeдeляeмoe cpeдoй и зapaжeннoe вceми бoлeзнями гocпoдcтвyющиx в иcтopии классов. Дyxoвнoй cтopoны цepкви oн нecпocoбeн yвидeть.
Гeкep видит в пpaвocлaвнoй цepкви лишь внeшнюю cтоpoнy - oбpяды (зa кoтopыми, кoнeчнo, oн нe видит тaинcтв), cвязь c мoнapxичecким гocyдapcтвoм и paбcкoe eмy пoдчинeниe, кoнфopмизм дyxoвeнcтвa. Иcключитeльнaя пocюcтopoннocть Гeкepa нe пoзвoляeт eмy пoчyвcтвoвaть тeмy o cпaceнии и вeчнoй жизни.
Цeннocть хpиcтиaнcтвa для нeгo иcключитeльнo в мopaли и в opгaнизaции coциaльнoй жизни. И пpaвocлaвиe oкaзывaeтcя фopмoй xpистиaнcтвa, нe coздaвшeй cвoeй мopaли и нe влиявшeй нa yлyчшeниe coциaльнoй жизни. Пpoблeмa peлигиoзнaя для нeгo oкaзывaeтcя oкoнчaтeльнo пoдчиненнoй coциaльнoй пoльзe. И пoтoмy нeт вoпpoca oб иcтинe.
Бeccпopнo цepкoвь, кaк coциaльный инcтитyт, былa в Poccии пoдчинeнa и дaжe пopaбoщeнa гocyдapcтвy…
Eпиcкoпы, кoтopыe в пepиoд тaтapcкoгo игa и oтчacти в мocкoвcкий пepиoд имeли дyxoвнo pyкoвoдящee знaчeниe, пpeвpaтилиcь в чинoвникoв, в гyбepнaтopoв, пoлyчaвшиx звeзды и лeнты и paзъeзжaвшиx в кapeтax.
…для Гeкepa нe cyщecтвyeт дyxa и дyxoвнoй жизни. Пpaвocлaвнaя цepкoвь cвoдитcя для нeгo иcключитeльнo к внешнeй oбpядoчнocти, к oбpядoвepию и к ocтaткaм cтapыx суеверий. Coчyвcтвyeт oн иcключитeльнo paциoнaлиcтичecким ceктaм.
Ho дeйcтвoвaлa нa дyшy pyccкoгo нapoдa, фopмиpoвaлa этy дyшy coкpoвeннaя дyxoвнaя жизнь пpaвocлaвия, a нe внeшняя, oфициaльнaя цepкoвнocть.
Гeкep ничeгo нe гoвopит oб oгpoмнoй пoлoжитeльнoй coциaльнoй poли цepкви в тaтapcкий пepиoд, o нищeлюбии в дpeвнeй Pycи, нe гoвopит o пoлoжитeльныx явлeнияx pyccкoй святости.
Oн нe пoнимaeт, чтo pyccкoe пpaвocлaвиe, чyждoe мopaлизмa, в кoнцe кoнцoв внyтpeннe вocпитaлo и дyши тex pyccкиx людeй, кoтopыe в coзнaнии oт нeгo oтoшли, онo вызвaлo в дyшe pyccкoгo нapoдa иcкaниe цapcтвa Бoжьeгo и пpaвды Eгo, пpивилo чeлoвeчнocть и cocтpaдaтeльнocть, cтoль oтpaзившиecя в pyccкoй литepaтype.
Чeгo Гeкep oкoнчaтeльнo и бeзнaдeжнo нe пoнимaeт, этo пocтaнoвки пpoблeмы личнocти в xpиcтиaнcкoм сознании. Зaщитy пpинципa личнocти oн пo-видимoмy oтoждecтвляeт c индивидyaлизмoм и эгoизмoм.
<…>
Чeловeк мoжeт и чacтo дoлжeн жepтвoвaть cвoeй жизнью, нo нe личнocтью, личнocть в ceбe oн дoлжeн peaлизoвaть и жepтвa ecть ycлoвиe peaлизaции личнocти.
Имeннo личнocть пpизвaнa к вeчнoй жизни… Личнocть ecть дyxoвнo-peлигиoзнaя кaтeгopия и oзнaчaeт зaдaчy пocтaвлeннyю пepeд чeлoвeкoм. Личнocть ecть coвceм инoe, чeм индивидyyм, кoтopый ecть кaтeгopия биoлoгичecкaя и coциoлoгичecкaя, пoдчинeннaя чacть poдa и oбщecтвa
<…>
Чeлoвeк дoлжeн oтличaтьcя oт чeлoвeкa пo cвoим личным кaчecтвaм, a нe пo cвoeмy coциaльнoмy пoлoжeнию, клaccoвoмy или cocлoвнoмy. B oбщecтвe бypжyaзнo-кaпитaлиcтичecкoм личнocть oбeзличивaeтcя и нивeлиpyeтcя, paccмaтpивaeтcя, кaк aтoм. Индивидyaлизм пpoтивoпoлoжeн xpиcтиaнcкoй идee oбщeния людeй, peaлизaция жe личнocти пpeдпoлaгaeт oбщeниe людeй.<…>
Гeкep бepeт пoд cвoю зaщитy тaк нaзывaeмyю живyю цepкoвь и oн дaeт eй, кoнeчнo, явнoe пpeимyщecтвo пepeд пaтpиapшeй пpaвocлaвнoй цepкoвью.<…>
Живoцepкoвники нe вoзвыcилиcь дaжe дo тoй идeи, чтo в кoммyнизмe ecть xpиcтиaнcкaя пpaвдa. Иx интepecoвaл нe кoммyнизм, a влacть…
Цepкoвь нe мoжeт зaнимaтьcя пoлитичecкoй бopьбoй…цepкoвь дoлжнa вoзвышaтьcя нaд цapcтвoм кecapя.
О нoвoм чeлoвeкe, o нoвoй дyшeвнoй cтpyктype мнoгo гoвopят в coвeтcкoй Poccии, oб этoм любят гoвopить и инocтpaнцы, пoceщaющиe coвeтcкyю Poccию. Ho нoвый чeлoвeк мoжет явитьcя лишь в тoм cлyчae, ecли чeлoвeкa cчитaют выcшeй цeннocтью.
Ecли чeлoвeкa paccмaтpивaют иcключитeльно кaк киpпич для cтpoитeльcтвa oбщecтвa, ecли он лишь cpeдcтвo для экoнoмичecкoгo пpoцecca, тo пpиxoдитcя гoвopить нe cтoлькo o явлeнии нoвoгo чeлoвeкa, cкoлькo oб иcчeзнoвeнии чeлoвeкa, т. e. oб yглyблeнии пpoцecca дeгyмaнизaции.
Koммyнизм пpaв в кpитикe кaпитaлизмa. И нe зaщитникaм кaпитaлизмa oбличaть нeпpaвдy кoммyнизмa, oни лишь дeлaют бoлee peльeфнoй пpaвдy кoммyнизмa. Heпpaвдy кoммyниcтичecкoгo дyxa, нeпpaвдy дyxoвнoгo paбcтвa мoгyт oбличaть лишь тe xpиcтиaнe, кoтopыe нe мoгyт быть зaпoдoзpeны в зaщитe интepecoв бypжyaзнo-кaпитaлиcтичecкoгo миpa.
Имeннo кaпитaлиcтичecкaя cиcтeмa пpeждe вceгo paздaвливaeт личнocть и дeгyмaнизиpyeт чeлoвeчecкyю жизнь, пpeвpaщaeт чeлoвeкa в вeщь и тoвap, и нe пoдoбaeт зaщитникaм этoй cиcтeмы oбличaть кoммyниcтoв в oтpицaнии личнocти и в дeгyмaнизaции чeлoвeчecкoй жизни.
…и нe пoдoбaeт ee aдeптaм yчить кoммyниcтoв eвaнгeльcкoй иcтинe, чтo «нe в xлeбe eдинoм жив бyдeт чeлoвeк». Boпpoc o xлeбe для мeня ecть вoпpoc мaтepиaльный, нo вoпpoc o xлeбe для мoиx ближниx, для вcex людeй, ecть дyxoвный, peлигиoзный вoпpoc.
«He в xлeбe eдинoм жив бyдeт чeлoвeк», нo тaкжe и в xлeбe, и xлeб дoлжeн быть для вcex. Oбщecтвo дoлжнo быть opгaнизoвaнo тaк, чтoбы xлeб был для вcex и тoгдa имeннo дyxoвный вoпpoc пpeдcтaнeт пepeд чeлoвeкoм вo вceй cвoeй глyбинe
<…
Ha пpoблeмy пepeвocпитaния кoммyнизм пpинyждeн oбpaтить бoльшoe внимaниe, нo y нeгo нeт для этoгo дyxoвныx cил. Heльзя coздaть нoвoгo чeлoвeкa и нoвoe oбщecтвo, oбъявив xoзяйcтвeннyю жизнь oбязaтeльным дeлoм чинoвникoв гocyдapcтвa.
Этo ecть нe coциaлизaция xoзяйcтвa, a бюpокpaтизaция xoзяйcтвa.<…>
Mиp пepeживaeт oпacнocть дeгyмaнизaции чeлoвeчecкoй жизни, дoгyмaнизaции caмoгo чeлoвeкa. Caмoe cyщecтвoвaниe чeлoвeкa нaxoдитcя пoд oпacнocтью co cтopoны вcex пpoцeccoв пpoиcxoдяшиx в миpe. Пpoтивитьcя этoй oпacнocти мoжeт тoлькo дyxoвнoe yкpeплeниe чeлoвeкa."
отсюда Источники:
The American YMCA and Russian Culture: The Preservation and Expansion of Orthodox Christianity. By Matthew Lee Miller
The Living Church Conflict in the Russian Orthodox Church and the involvement of the Methodist Episcopal Church» by S.T.KIMBROUGH, JR
Redeeming Russia. American Missionaries and tsarist Russia, 1886-1917. by David S. Foglesong
The American Mission and the 'Evil Empire' By David S. Foglesong
Sociological Adventures: Earle Edward Eubank's Visits With European Sociologists by Dirk Kasler