Моя туркестанская история-17. Особое задание

Apr 27, 2015 20:47



Саодатхан дождалась сына домой. Фотография на память: (слева - направо) Исраилджан (дядя Бехбуди - младший брат отца Арипджана, не только родственник, но и друг детства, разница в возрасте - всего на полтора года), младший брат Шавкат, Бехбуди и  школьный товарищ, Герой Советского Союза (за форсирование Днепра) Ташмамат Джумабаев.

Продолжение. Начало смотрите здесь:
Моя туркестанская история. Тайна старинной фотографии
Моя туркестанская история-2. "Пусть войдут"
Моя туркестанская история-3. Ошибка и подвиг подполковника Назарова 
Моя туркестанская история-4. "Бесподобный матерщинник"
Моя туркестанская история-5. "...и беснование Англии"
Моя туркестанская история-6. "Без лести предан"
Моя туркестанская история-7. Дерзкая девчонка Сары
Моя туркестанская история-8. Во "дворце уруса"
Моя туркестанская итория-9. Зарево над Зараево
Моя туркестанская история-10. Женщина-бай
Моя туркестанская история-11. Жених для Саодат
Моя туркестанская история-12. Ординарец кызыл-генерала
Моя туркестанская история-13. Красные крестины
Моя туркестанская история-14. Хлеб для старшего сына
Моя туркестанская история-15. Комбат и Кнопочка
Моя туркестанская история-16. Там зори были тихими...
В 1975 году Бехбуди Ариповича Маруфия пригласили в посольство Чехословакии в Москве. В честь 30-летия освобождения Чехословакии от немецко-фашистских захватчиков тогдашний президент ЧССР Густав Гусак наградил его орденом «Руда звезда» («Красная звезда») с алмазами.
Сам Борис всегда говорил, что выполнял на территории Чехословакии «особое задание». На мои уточняющие вопросы отвечал коротко: помогали налаживать охрану государственной границы.
Действительно, в 1944 году для охраны тыла наших войск и коммуникаций на территории Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии по решению Государственного Комитета Обороны были сформированы 10 стрелковых дивизий по пять тысяч человек. Но такими орденами за рядовой «процесс» не награждают.
В книге «Советский фактор в Восточной Европе 1944-1948 т.1 1944-1948. Документы», (Росспэн,1999) опубликовано постановление ГКО СССР 02.04.1945 г. «Об организации охраны президента Э. Бенеша и правительства Чехословакии силами НКВД СССР». Во исполнение этого постановления был сформирован спецбатальон. Кроме того, там же опубликовано постановление «Об охране границы между Польшей и Чехословакией погранотрядами НКВД СССР».  В то время на ряде участков польско-чехословацкой границы имели место вооруженные столкновения. Польско-чехословацкую границу наши погранотряды охраняли до августа 1945 года.
Любопытная деталь из тех лет: чешский писатель, журналист, бывший вице-канцлер и пресс-секретарь президента Вацлава Клауса, недавно упомянул в одной из своих статей, что Сталин не настаивал на включении ЧССР в советский блок. Он допускал, что эта страна станет нейтральной, как Австрия, и будет создана буферная зона по линии Запад-Восток. http://protiproud.parlamentnilisty.cz/ru/politics/1202.htm
А это значит, что границы этой страны должны были быть очень надежными. Вот и еще одна страница в биографии нашего героя приобрела конкретные очертания.
Ну, а маме Саодат еще долго после Дня Победы пришлось ждать сына домой. В августе 1945 года из Чехословакии ее сын отправился в Харьков - учиться. В Ош он приедет только на зимние каникулы.
На старом снимке тот же гордый и независимый взгляд генеральской внучки! И такой же счастливый и радостный, как на фото 1925 года. Саодатхан снимет со стены окаменевшую хлебную лепешку. Ее сын вернулся живым! Как известно, из поколения советских юношей, родившихся в 1924 году, после Великой Отечественной войны в живых осталось только три процента. То ли намоленный хлеб действительно обладал таинственной защитной силой материнской веры и любви, то ли судьба начертала Бехбуди прожить еще долгую жизнь...

Продолжение читайте здесь: Моя туркестанская история-18. Воспитание офицераl


погранотряд, ЧССР

Previous post Next post
Up