Стадии отношений в семье и на работе.

Oct 05, 2014 19:47


Существует множество вариантов деления взаимоотношений на этапы. Приведу один из них. Он очень простой и действует во взаимоотношениях различных форматов: и в МЖ отношениях, и в семейных, и в дружеских, и среди коллег, и среди однокурсников и одноклассников, и в терапевтических группах, и т. д.


  1. Любовь-морковь как иллюзия. Стадия когда как будто все всех любят. Люди боятся быть отвергнутыми, непринятыми, боятся, что их не будут любить и не будут с ними дружить. Поэтому каждый старается понравиться, сделать другим хорошо, даже если через это ему плохо, боится не согласиться с мнением другого человека или настроением группы, боится высказать собственное мнение, боится сказать что-то, что может кому-то не понравиться, кого-то обидеть или задеть, боится выразить, что ему что-то не нравится или неприятно. В группе создается иллюзия идиллии. Все такие хорошие-хорошие, так хорошо друг к другу относятся, так любят друг друга, так идеально подходят другу другу, так совпадают по всем параметрам.

    В действительности в это время внутри каждого нарастает напряжение, раздражение, агрессия. Зреет конфликт. Когда напряжение достигает некоторого предела, наступает вторая стадия.

  2. Конфликт. Каждый в группе какое-то время страдал от того, что не проявлял себя таким, какой он есть, терпел что-то, что ему не нравилось, не говорил, что ему что-то неприятно. В результате накопившегося раздражения люди начинают взрываться и в неконструктивной форме выражать свою агрессию и предъявлять претензии. Хотя случается, что кто-то не может себе позволить выразить свое раздражение и покидает группу еще до наступления второй стадии, унося внутри себя свое раздражение и накапливая его в теле и психике.

    На стадии конфликта возможны варианты.

    В позитивном варианте конфликт переходит в конструктивное обсуждение, обиды и проблемы каждого вскрываются, проговариваются, находятся решения проблем. Если участники группы эмоционально зрелые люди, они спокойно принимают тот факт, что у них могут быть расхождения во взглядах, в потребностях, могут возникать конфликтные ситуации, но при этом они готовы открыто проговаривать свою позицию и искать оптимальные и компромиссные решения проблем, сохраняя при этом позитивное отношение друг к другу. В этом случае отношения переходят на третью стадию.

    В негативном варианте конфликт остается в деструктивном русле, т. е. проблемы и обиды не вскрываются, не проговариваются, не обсуждаются, решение не находится. После бури эмоций, взаимных обвинений, ругани и перебранок участники конфликта мирятся ("прости меня - и ты меня прости - чмоки-чмоки"). И... отношения возвращаются на первую стадию, когда каждый боится обидеть других и старается угождать во имя сохранения мира. При этом у каждого в душе остается обида и жажда мести, которые рано или поздно выливаются наружу.

    Если конфликт перешел в конструктивное русло частично, т. е. чьи-то проблемы были вскрыты и решены, а чьи-то обиды остались не проговорены, или у всех участников часть проблем решена, а часть проблем осталась скрыта, то перехода на третью стадию не будет.

    Опять же кто-то может не выдержать деструктивного конфликта и покинуть группу.

  3. Реальные отношения. Все участники группы проявляются настоящими и в случае возникновения конфликта переходят к конструктивному обсуждению. Здесь уже нет скандалов, перебранок, обвинений. Здесь есть открытое общение и обсуждение. Если кого-то заносит в деструктив, другие участники группы могут вернуть ситуацию в конструктив.

    На этом этапе может оказаться, что кого-то не устраивают какие-любо участники группы в их реальном воплощении, и человек может покинуть группу.

В случае конфликта «кто виноват?». Изначально - никто. Изначально каждый имеет право вспылить и выразиться деструктивно, в свою очередь второй участник конфликта имеет право вспылить и выразиться деструктивно в ответ. Здесь начитается вилка.
Если никто не перейдет в конструктив, то будет исключительно эскалация конфликта. После чего либо разрыв взаимоотношений, либо перемирие и возврат в иллюзию гармонии. В данном случае «виноваты оба».
Если один из участников перейдет к конструктивному обсуждению, а второй (и остальные, если участников несколько) поддержит конструктивное обсуждение, то решение проблемы будет найдено и установится истинный мир. Никто не виноват, все молодцы.
Если один из участников перейдет к конструктивному обсуждению, а второй (или остальные) не поддержит конструктив и продолжит деструктив, то можно сказать, что «виноват» тот, кто остался в деструктиве.

Часть материала получена на семинаре В. Н. Выходцевой "Арттерапия. Основы направления. Техники группового и индивидуального взаимодействия".

жизнь, психология, psy, люди, отношения

Previous post Next post
Up