Смирение. Что же это такое? ч.2

Mar 20, 2014 12:16

По поводу:
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=archive&day=16&month=3&year=2014&id=106746

«Видел я, что гордость бывает причиною смиренномудрия, и вспомнил сказавшего: кто уразуме ум Господень? (Рим.11:34). Ров и плод надмения есть падение в грех; грехопадение же для желающих спастись часто бывает поводом к смиренномудрию»
Преподобный Иоанн Лествичник
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/937

Подумалось: да, немало у нас сегодня учителей и наставников, учащих нас как приобретать смирение. И это очень хорошо, потому что учат о самой высочайшей христианской добродетели. Но ведь и язычники, и даже атеисты учат смирению. Да, смирение смирению - рознь.
Смирение язычников и атеистов - это безразличие и надменное превозношение себя над суетой, подобно статуи, которая безразлична к тому, хвалят ее или ругают. Да, такое смирение достигается немалыми трудами и упражнениями, но это смирение естественное человеческое, которое может достигаться и нашей падшей человеческой природой. А то, что достигается само, нашей падшей человеческой природой, не может не приводить к тщеславию, надменности и превозношению себя над другими. Что мы и видим в «смиренных» язычниках, атеистах, и в язычествующих христианах.
Но что же такое истинное христианское смирение, или смиренномудрие? Это то, что определено отцами Церкви и очень хорошо выражено преподобным Иоанном Лествичником: «…смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование…» (см. ч.1). Да, истинное христианское смиренномудрие может быть только благодатным, только дарованием Божиим, и в нас самих - в нашем естественном, падшем во Адаме, состоянии - его никак не может быть.
Но когда же оно даруется человеку и при каких условиях? А только тогда и только при тех условиях, когда человек, обличаемый совестью и Декалогом, наконец-то увидит в себе свою немощь (нашу общую немощь в падении Адамовом) и невозможность своими силами жить полностью по совести и по закону Божию, и, усмиряемый и устрашаемый праведным Судом Божиим грешникам, прилепится всем сердцем, всею душою своею ко Христу, без сомнения верую Его Благой Вести - обетованию спасения всем грешникам, ухватившимся за Христа, и страстно желающим исправить свою жизнь по велению Его Евангельских заповедей. Да, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Вот таким вот устрашенным своею немощью и усмиренным от этого, и, надеющимся теперь только на Бога и подается благодать, а с нею и истинное христианское смиренномудрие.
Да, христианское смирение - это полное послушание Богу; и еще - это послушание Богу через своего духовного отца. Это когда, как учит преподобный Иоанн, «…благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование след получит, и избавления от браней достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного и пребывает чужд и далек от суетного возношения; да и сам может ли он превозноситься тем, что как сам сознает, сделал помощию другого, а не собственным старанием?»
Да, истинный христианин не может превозноситься от своего смирения, ибо оно начинается от осознания немощи нашей и предания себя в волю Христа, а заканчивается благодатным смиренномудрием, кто достиг которого, знает уже точно, что оно не от него, что оно есть дар Божий.
И еще, вот многие говорят, что сегодня очень непросто найти духовного отца, которому возможно было бы повиноваться. Так давайте же проявим силу веры Христу, Ему будем повиноваться - Его Евангельским заповедям. Он только и ждет этого. С Ним и заповеди Его - бремя Его и иго Его - легко есть (Матф.11:28-30). А от нас требуется только то, чему опять же учит преподобный Иоанн: «Вновь пришедшие в больницу да объявляют свои болезни; а вступившие в повиновение да показуют свое смирение. Для первых несомненный признак из оздравления откроется в облегчении их болезней, а для вторых в приумножении зазирания самих себя (т.е. сознании своей худости и немощи), как ни в чем ином. <…> Совесть да будет тебе зеркалом твоего повиновения; и сего для тебя довольно»
Простите за многословие.

см. ч.1; ч.3; ч.4; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/328196.html
http://grgy.livejournal.com/339483.html
http://grgy.livejournal.com/339795.html
http://grgy.livejournal.com/351909.html

Думы во Христе, Преподобный Иоанн Лествичник

Previous post Next post
Up