По поводу:
http://grgy.livejournal.com/338847.html?thread=1693343#t1693343 «Кто по свершении греха не чувствует обличения и мучения совести, тот последней надежды спасения лишился, и это знак того, что никакого греха грехом не считает: только кажется, что этому быть невозможно. Ибо свидетель этот верен: как его ни утешай и ни умягчай, не перестает доносить, обличать и вопить; всегда ищет суда на грешника. Как закон Божий написанный, так и естественный этот закон, хотя в грешнике и потемневший, всегда обличает грех и суд Божий грешнику означает. Закон Божий и совесть воедино сходятся, и что закон Божий на хартии говорит, то и совесть внутри. Закон Божий говорит: не укради, - то же и совесть твоя тебе говорит. Откуда бывает, что и самые великие беззаконники ищут сокровенного места для творения беззаконных дел. Ибо никто не хочет явно грешить и содеянный грех всячески утаивает. Это же не от чего другого, как от совести происходит, которая обличает грешника, что он худо делает, и стыд в нем соделывает»
Святитель Тихон Задонский
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=wisdom Вот спрашивают: «где найти механизм контроля собственной агрессивности?» (см. ссылку выше). И снова, по этому поводу, вспомнился мне произошедший со мной один очень давний комичный случай. Не буду его повторять, а желающих посмотреть отправлю по нижеследующей ссылке:
http://grgy.livejournal.com/337121.html .
Да, сейчас очень многие ищут какую-нибудь одну универсальную панацею от собственной агрессивности, какой-нибудь механизм контроля, какую-нибудь практику, схему, технологию управления собой. Ну, на самом деле, таких схем и механизмов управления собой и окружающими уже разработано немало. Да, что там далеко ходить - достаточно обратиться к любому ближайшему психотерапевту - он научит и таблетки пропишет :)
Но если подходить серьезно и с точки зрения, именно, христианства, - то можно сказать, что на самом деле не существует никаких схем и механизмов. Вернее сказать, всё-таки существуют, но не схемы, а существуют в нас: совесть - естественный закон Божий в каждом из нас; и существуют для нас писанный закон Божий - Декалог и закон Божий Благодати - Евангелие. Вот и весь, так сказать, «механизм», вся «схема», вся «технология», если кому-то нравится эти выражения. Вот они: Совесть, Закон, Благая Весть. И всё, больше ничего нет. Нет есть правда еще, как правильно сказал
a_avvakum, «толстые тома душеполезных святоотеческих книг». То есть, есть огромный опыт святых отцов, которые на деле «уничтожали в себе гордыню», «умерщвляли в себе пытливый ум», «контролировали в себе агрессивность».
Но чтобы всё это уничтожать, умерщвлять и контролировать, надо сначала всё это найти в себе. А вот это-то и есть самое сложное. Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Для того, чтобы правильно вникать в себя, даны нам от Бога совесть и закон Божий, постоянно обличающие нас и показывающие нам нашу немощь и наше бессилие перед грехом, ибо «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Но дано нам также и учение Христово - Его Благая Весть, чтобы не отчаивались от страха вечного Божиего праведного наказания, а прибегли бы в сокрушении и смирении сильнейшею верою к Благой Вести, получили бы даром по силе веры благодать Духа Святого - силу Божию, которой уже не понарошку, а на самом деле смогли бы противостоять в себе гордыни, пытливому уму и агрессивности, противостоять похоти плоти, всем соблазнам мира и лукавому.
То есть, весь «механизм» заключается в стяжании благодати Божией. А как и кому она подается - об этом много написано в «толстых томах душеполезных святоотеческих книг». А без благодати Божией - силы Божий противостояние и борьба бесполезны, хотя видимость их и описаны в весьма многочисленных и толстых томах психотерапевтических, этических, эстетических, и прочих атеистических и языческих книг…
см. ч.1; ч.2; ч.3; ч.4; ч.6:
http://grgy.livejournal.com/18070.html http://grgy.livejournal.com/18428.html http://grgy.livejournal.com/18542.html http://grgy.livejournal.com/335477.html http://grgy.livejournal.com/350223.html