Смирение. Что же это такое? ч.4

Mar 26, 2014 10:55

«Если разум надмевает многих, то напротив невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют. <…> Неудобь богатии внидут в царствие небесное; неудобно и мудрецы безумные мира сего войдут в простоту»
Преподобный Иоанн Лествичник
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/937

На примере юноши из Евангелия (Матф.19:16-30), думаю, что во все века немало было людей, которые старались соблюдать заповеди Божии - Декалог. И сегодня, думаю, немало людей стараются их соблюдать, ибо заповеди эти естественны для человека, полностью перекликаются с велениями совести - внутреннего закона Божиего в каждом человеке. (Рим.2:14,15).
И еще, думаю, что немало было (и сейчас есть) людей, которым показалось, что они уже живут по совести и исполняют заповеди, как тот юноша, сохраняющий их аж от юности своей, а потому и вопрошающий: «чего еще недостает мне?» (Матф.19:20). Наверное, этот юноша, как и тот фарисей, тоже в восторге благодарил Бога, что он не таков, как прочие люди (Лук.18:10-14), и надмевался и возвышался от своей избранности. Да, и тот юноша, и тот фарисей чувствовали и разумели себя праведниками, и от этого богатились и надмевались, а те ученики и тот мытарь чувствовали себя невеждами и грешниками (Матф.19:27-30; Лук.5:8; Лук.18:13), и от этого смирялись и искали помощи у Бога. А потому и сказано им и всем нам: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:14); и «многие же будут первые последними, и последние первыми» (Матф.19:16-30).
Да, но, также, сказано всем нам: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17); и еще сказано: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20). Да, но как же нам превзойти праведность того юноши и того фарисея; «так кто же может спастись?» (Матф.19:25). «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19:26). Чтобы превзойти праведность того юноши и того фарисея, нам надобно родиться Свыше (Иоан.3:3-7), то есть, в святом крещении получить дар Духа Святого - начатки Благодати Божией, чтобы уже Силою Божиею не только исполнять Декалог и жить по совести, но и исполнять Евангельские заповеди блаженств, что без Благодати - в принципе невозможно. Да и не только исполнять невозможно, но и понять суть Евангельских повелений - невозможно.
Но Благодать Божия во святом крещении не передается механически, а даруется, как мы все знаем из Писания, только сокрушенным и смиренным (Дан.3:39; Иак.4:6; 1Пет.5:5). Чтобы родиться Свыше, чтобы, как учит нас святитель Тихон Задонский, получить начало спасения:
«Должно призывать и молить Иисуса Христа, просветителя слепых, чтобы Сам Он просветил душевные очи. Без Него как просвещения, так и познания бедственного греховного состояния не бывает; пока Он не коснется слепых наших очей, всегда будем слепы, и будем блуждать, как слепые. Это испытание и познание непременно нужно всякому желающему вечное спасение получить; ибо от него есть начало спасения. Как будешь искать исцеления, не познав болезни? Надо непременно познать прежде болезнь. Больные требуют врача, как говорит Господь: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). Кто же больные? Непременно те, которые познают и признают свою болезнь. Как испытываем телесную болезнь, чтобы излечиться, так должны испытывать душевную болезнь, чтобы, познав ее, исцеления искать. Как начало здоровья телесного - познать болезнь, так начало спасения - познать бедственное состояние души своей»
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=wisdom
Да, начало спасения есть познание бедственного состояние души своей. А кто познал такое состояние, тот будет ли тщеславиться и надмеваться и красоваться перед  другими без покаяния и острого желания исправить себя? Если будет продолжать и костенеть в этом, то еще не познал себя, то еще не получил начала спасения…

см. ч.1; ч.2; ч.3; ч.5:
http://grgy.livejournal.com/328196.html
http://grgy.livejournal.com/338847.html
http://grgy.livejournal.com/339483.html
http://grgy.livejournal.com/351909.html

Святитель Тихон Задонский, Думы во Христе, Преподобный Иоанн Лествичник

Previous post Next post
Up