Прохожу трехдневные курсы экзаменатора DELF (официальные экзамены французского как иностранного) в Alliance Française.
Курсы очень интересные и полезные для меня, хорошо подробно знать
CECRL (общеевропейская шкала оценки языковых знаний) и представлять, чему соответствует каждый уровень. При этом само разделение на уровни и их описание вызывает вопросы. Надо будет ещё это обдумать, но для меня, например, совсем не очевидно продвижение от конкретного к абстрактному: например, на английском мне проще понимать абстрактные тексты, чем сугубо конкретные с лексикой, которой я не знаю (про швабры и мочалки, предположим).
После курса по социальной психологии, ещё совсем свежего в голове, очень интересно наблюдать за групповой динамикой, за взаимным влиянием в оценках, которые мы выставляем, тренируясь, за взаимными подначиваниями, двусмысленностью ситуации одновременного обучения и квалификации на экзаменатора (оценки, которые мы выставляем, тренируясь, засчитываются в конечном результате лицензирования на экзаменатора!) и т.д.
Сама ситуация экзамена заслуживает не одного исследования по социальной психологии - надо будет поинтересоваться, что уже существует по этой теме, в частности, в подтемах "стресс и экзамены", "субъективность на экзамене", "влияние ситуации экзамена на проявления некоторых аспектов личности экзаменатора/кандидата" и т.д.
Видео-записи устных экзаменов часто вызывают просто истерический смех группы, настолько поведение экзаменаторов - и кандидатов ! - бывает неожиданным и иногда гротескным.
Для меня очевидна неизбежная субъективность и элемент произвола в выставлении оценок - но не для всех это так.
С точки зрения гуманистической перспективы мне гораздо более интересным и многообещающим кажется подход Фейерштейна с его динамическим тестированием (LPAD - Learning Potential Assessment Device), где оцениваются не знания, а способность к обучению, обучаемость. Там совершенно другая цель - помочь каждому научиться, а не приклеить ярлычок.