Ситуация для разбора профессиональных политологов, ну или историков. Я попытался простыми словами изложить критику либертарианства и вообще свободного рынка с эгоистичной мотивацией агента. Получилось небольшое эссе с центральной темой grateful dead. Ну или комментарий к расхожей сейчас фразе you did not build that
(
Read more... )
Comments 26
сведем задачу к простой
возьмем пару робинзонов и поселим на необитаемый остров (чтобы не возникало "генетических" вопросов - возьмем несколько пар и поселим на несколько необитаемых островов в достаточной близости чтобы можно было раз в жизни съездить за невестой на другой остров)
так или иначе - через несколько поколений на каждом острове будет несколько возросшее население и материальные ценности полученные из энергии солнца трудом
изначально одной пары людей
вы утверждаете что эти люди своим потомками дали в долг
я какбы понимаю ваши слова но это утверждение настолько неочевидно что выглядит очень натянутым
непонятно вообще зачем вводить такую assumption
Reply
Reply
это явно не прослеживается из вашего текста
во вторых - все зависит от того кто это говорит и от обстоятельств
скажем если это говорит робинзон - это одно
если это говорит дочь собянина это другое
вы же говорите что такая позиция ВООБЩЕ не имеет права на существование
имхо - это упрощение
такое же как сам факт жизни воспринимать как долг который никогда не вернуть
да и энергию солнца мы черпаем бесплатно - кому быть должным?
религии по крайней мере к этом подошли более глобально и философски - если мы кому то должны то пусть это будет бог и долг мы отдаем хорошим поведением и молитвами
то что вы говорите - ну уж очень упрощенная модель
Reply
Если кто-то считает, что его часть работы по выплате долга не существует, все остальные просто делают немножко больше. Ну или надрываются и созидательная работа вообще не происходит.
Тут не моральный долг, а подсчет контрольной суммы, которая у нас отрицательная. Человек, который честным трудом обеспечивает себя, не может считать, что расплатился. Он живет на одолженые средства, и не может их сдать назад в банк. Он может их только увеличить и одолжить дальше.
Reply
Следует ли считать допустимость долга, о котором не просил ни пользователь, ни его полномочный представитель?
Reply
Даже если ты об этом не попросил, или ты родился в степи и кому-то должен за лошадей, или в снегу, и кому-то должен за оленей. Мы не можем к твоему приходу лошадей куда-нибудь убрать, чтобы они не смущали.
Reply
Можем ли мы говорить о наличии долга как односторонней связи? То есть да, вы сотворили лошадей/оленей, я вас об этом не просил, я вас это делать не заставлял; почему я вам за этих оленей именно _должен_? В какой момент наступает действие долга?
Что такое вообще в такой картине мира - долг? Что значит "я должен за оленей"?
Reply
Reply
Reply
Reply
Т.е. право в какой-то форме есть. Оно полезно для этической и экономической жизни общества.
Но это право не сверхценное, и всё равно должно быть ограничено. Не в смысле "есть моральный долг его ограничить", а в смысле "или будет ограничено, или ущерб будет оплачен кем-то другим".
Это ведь критика либертарианизма?
Reply
Reply
Reply
Reply
Во-первых, а что если просто взять достаточно большой шаг по времени? По стандартам среднего внука, средний дед жил настолько плохо, что дальше некуда. Мы можем взять слегка другую оценку качества жизни, и получить слегка другой вывод, но дед настолько убедительно обыгрывает внука по труду и страданиям, что все производные метрики будут тоже в его пользу.
Если нет, то мы сравним не деда с внуком, а прадеда с правнуком. Через несколько шагов ситуация станет понятна: лучше жить в 21 веке на развалинах великой империи 20го, но с интернетом, антибиотиками и представлением о правах человека, чем жить до великой империи, в будке, на цепи, с официальным статусом говорящего скота, ну и строить для этой империи фундамент ( ... )
Reply
Leave a comment