Вот что я понял, почитав о "кайросе".
Мне очевидно родство представлений о кайросе как качественном изменении, происходящем с человеком, "ухватившим время за чуб", о "мгновении ока" у Хайдеггера и о шаге развития ("схема велосипеда") у Г.П.Щедровицкого. Подлинное развитие происходит чаще всего, если не всегда, скачком.
Остается понять, всегда ли
(
Read more... )
( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Патриарха звали Хуэйнен и он был большой дока по части "подлинного развития скачком". В частности при нем школа Чань раскололась на Южную (сторонники внезапного просветления) и Северную (сторонники постепенного просветления). Последняя потом не продержалась и 200 лет.
Reply
Reply
Идея состоит в том, что мастер наблюдает за учеником, постоянно тестирует его и в нужное время в нужном месте дает волшебный пендель. Как именно этот пендель выглядит, коан, жест, вопль, прикосновение, удар палкой не суть важно. На самом деле как угодно - плошка чечевицы вместо плошки риса. Это не всегда срабатывает, но без пенделя ученик может десятки и сотни раз проходить мимо просветленности, в одном шаге от неё. А проблема состоит в том, что каждый ученик уникален - поэтому нет такого пенделя/коана, который бы подошел каждому.
С другой стороны коан может служить тестом, состояние простветленности, это состояние ума в котором коаны не только понятны, но и легко рождаются. Другое дело, что отличить настоящий коан от "вроде бы коана" сможет только другой просветленный.
Reply
Reply
Leave a comment