Иов и Аристотель

Jan 12, 2018 11:41

В чем разница?
pavel_g_m - спасибо ему! - продолжает свои острые и настойчивые вопросы.

"Для меня очень важно, что ветхозаветный Бог, Бог в постижении древних евреев - это совсем другой Бог. Это Бог, который ревнует, вспоминает, гневается. Это не антропоморфизм, это представление о живом".
" Греческой мысли свойственно «стремление раскрыть свой «предмет» в ( Read more... )

евреи, греки, богословие, молитва, Аристотель, Иов

Leave a comment

noname_rambler January 13 2018, 12:40:13 UTC
Аристотель, вопрошающий Бога ... (я правильно сконструировал фразу?) - нет конечно...
Тем более - "и записывая ответ".
Но там другое, там предположение, допущение объективного Разума - и выводы из этого допущения, но сделанные исключительно своим автономным разумом - Аристотеля, Сократа, Платона etc - отсюда кстати несогласованность выводов ("жеребёнок отбрыкивает свою мать"). А вот если бы они все "записывали ответ", то уровень согласованности был бы намного выше, например, как в Торе.

Reply

gignomai January 13 2018, 12:47:37 UTC
Правдоподобно, но не стопроцентно очевидно.
Во-первых, вопрошая Бога (или богов), можно расслышать, понять и записать разное. Тому подтверждение в разнообразии религий.
Во-вторых, с чем-то же сверялись эти греки. Сократ, например, с даймоном. Да и "объективный Разум" можно почитать как Бога.

Reply

noname_rambler January 13 2018, 13:28:34 UTC
Да, Сократ сверялся с даймоном ("надо ещё выяснить, что это за "даймон" такой"), но советы от даймона были сугубо отрицательного односложного свойства, "не делай этого, не ходи туда", скорее всего, если перевести на наш язык, это была банальная интуиция. А вот на его диалектике, приводящей (в передаче Платона) нас в восхищение, а его самого - к чаше с ядом, лежит безусловная печать его сократовского индивидуального разума.

Reply

gignomai January 13 2018, 13:32:47 UTC
Это, да.
Но как доказать индивидуальность, бОльшую, чем, скажем, индивидуальность передачи слова Божьего Исайей? Принципиальную разницу.
Г.П.Щедровицкий убедительно утверждал, что мыслит не индивид, а Мышление индивидом.

Reply

noname_rambler January 13 2018, 13:48:56 UTC
Но ведь у Сократа этой Индивидуальности то как раз и нет? Или у Парменида - в моём любимом диалоге.
По-моему видеть Её там - как-то кощунственно, что ли... То есть присутствие Духа - конечно, как в любом виде напряжённой интеллектуальной деятельности. Но вот говорить, что Дух начитывает эти страницы, как страницы Библии или Корана - этого наверное нельзя?

Reply

gignomai January 13 2018, 14:24:17 UTC
"Индивидуальность" (с прописной) - это что? Вы имеете в виду над-индивидуальное Мышление?
В любом случае, никакого кощунства не вижу. Есть непростой вопрос, на который хотелось бы, но трудно найти ответ: кто или что дает нам силу мыслить?

Reply

noname_rambler January 13 2018, 16:18:38 UTC
Ну да, про кощунство и с прописной - это слишком...
Я ведь всего лишь про то, что есть разница между "дает нам силу мыслить" и "спрашивая Его: "Кто ты?" - и записывая ответ".
Я конечно много на себя беру, но мне кажется под первым утверждением Аристотель бы подписался, а вот под вторым - нет...

Reply

gignomai January 13 2018, 19:29:33 UTC
Да, наверно, так.
Спросим еще у Плотина.

Reply


Leave a comment

Up