В чем разница?
pavel_g_m - спасибо ему! - продолжает свои острые и настойчивые вопросы.
"Для меня очень важно, что ветхозаветный Бог, Бог в постижении древних евреев - это совсем другой Бог. Это Бог, который ревнует, вспоминает, гневается. Это не антропоморфизм, это представление о живом".
" Греческой мысли свойственно «стремление раскрыть свой «предмет» в
(
Read more... )
Напомню историю, просто так, на всякий случай: темные века до-архаической эпохи сказались на всем ареале Средиземного моря, но только в крито-микенской культуре дело дошло до того, что была утеряна грамотность и линейное письмо Б. Восстанавливая письменность, греки заимствовали финикийский алфавит, но интерпретировали его уже без символической составляющей, исключительно как обозначение звуков. Более того, буквы преображались настолько произвольным образом, что их произношение менялось, скажем, с "и" на "ф".
Из этого рождается гипотеза о том, что греки не знали функций, обобщающего фона - в других местах по этому же поводу упоминается отсутствие фона в греческих росписях, отрывочность Гомера, где ракурс как бы перскакивает с событие на событие, а не панорамирует, приближаясь и удаляясь.
Другими словами - возвращаясь к алфавиту - если иудейская цивилизация есть в некотором смысле преобразованная арамейская, с сохраненным алфавитом и его сакральными коннотациями, арамейская культура же имеет свои корни, которые можно проследить, и так далее до шумеров с их предположительно принесенной пра-культурой, то греки формировали себя практически сами, с относительно небольшим влиянием со стороны. Ну, а то что древняя, армейская и раньше, культуры палестинского региона были "скорбными и боязливыми", а северное средиземноморье "веселым и бодрым", вроде бы интуитивно очевидно. Молодой народ против очень старого (хоть и не так давно этнически выделившегося, субстрат остается старым), - совсем разные процессы и разное ощущение от божественного присутствия.
Впрочем, разный цвет неба и земли тоже, знаете ли, навевает...понимаю, что это звучит безобразным материализмом, но в Израиле всегда чувствую себя иудеем (летом - насчастным иудеем!), а на северном побережье - эллином. Вот поеду в марте в Афины, проверю впечатление прямо на месте.
Reply
Мне нравится Ваш "материализм".
А поскольку за вопросом о пра-выборе у меня стоит мой личный вопрос о - условно - "мышлении" и "вере", любознательности и страхе Божьем, то Ваши (или Аверинцева) наблюдения и практически ценны.
Точно: эксперимент! В любом порядке в Афины и в Иерусалим. А то сижу в заснеженных землях выродившихся яфетидов... что тут поймешь?
Reply
Во всех случаях, Вы же знаете, что всегда можно приехать к нам, не Афины, но в целом очень близко. Это растворение в синем и золотом свете, так точно отвечающее состоянию постижения апейрона и первосвета, присутствует на всем северном средиземноморье. Хотя Вас наверняка больше привлекает Иерусалим, что тоже можно понять.
А вот еще вариант - мы будем в Афинах с 16 по 20 марта, хотите с нами? У нас сняты апартаменты, в смысле, квартирка, приглашаю вас с Таней с нами её разделить, там достаточно места. Можно договориться с хозяином, что вы там еще задержитесь на несколько дней, цена вроде как 20 евро за ночь (на время, что мы там, просто приглашаю, без никаких половинных плат, разумеется). Ну, посмотрите по своим возможностям.
Reply
А приехать - едва ли, Таня же в школе работает. Впрочем, спрошу.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment