Иов и Аристотель

Jan 12, 2018 11:41

В чем разница?
pavel_g_m - спасибо ему! - продолжает свои острые и настойчивые вопросы.

"Для меня очень важно, что ветхозаветный Бог, Бог в постижении древних евреев - это совсем другой Бог. Это Бог, который ревнует, вспоминает, гневается. Это не антропоморфизм, это представление о живом".
" Греческой мысли свойственно «стремление раскрыть свой «предмет» в ( Read more... )

евреи, греки, богословие, молитва, Аристотель, Иов

Leave a comment

euhenio January 12 2018, 15:31:32 UTC
+++Различие очевидно: молитва и богословие (тео-онтология), Иов и Аристотель.
Но остается вопрос: в чем корень этого различия? как разошлись пути?

Они не разошлись (хотя и это было возможно когда-то в далеком прошлом), а сошлись. -- В святоотеческом богословии, одинаково наследующим как библейский реализм, так и самое высокое богословие Платона и Аристотеля (конечно, в переработанном виде, а иначе и было невозможно).

+++Когда Аристотель (и любой позднейший философ-богослов) размышляет и говорит о Боге, как он это делает: отвлеченно, в своем философском укрытии? Или думая под Его наблюдающим взглядом? Или, наконец, спрашивая Его: "Кто ты?" - и записывая ответ? И последний случай, если он возможен, отличается ли от молитвы?

Я думаю, что последнее, но не спрашивая (в силу очевидности присутствия), а сразу записывая -- насколько это для него возможно -- на философском (или, например, аскетическом, поэтическом и пр.) языке. Как Иов: "Как я могу похулить Бога, если я чувствую Его дыхание на устах моих". Или Давид: "Отверзу уста моя и исполнятся Духа". Вот этим дыханием Духа он и записывает, в той терминологии, в какой это у него получается, и насколько он его, это дыхание, способен вместить

Reply

gignomai January 12 2018, 15:47:04 UTC
У меня к Вам два вопроса.
Первый относится ко времени до Христа. Как так получилось, что одни (еврейские пророки) сразу стали слушать голос Божий и исполнять, даже не п всегда понимая ("сделаем и поймем"), а другие (греки-философы) стали размышлять о Первоначале и Абсолюте? Почему один и тот же, по природе, человек так по-разному воспринял встречу?
И второй. Вы таки совсем не усматриваете даже зазора между условными "Афинами" и "Иерусалимом" внутри Церкви? Между теми, кто верит и делает, и теми, кто мыслит и говорит?

Reply

euhenio January 12 2018, 16:56:13 UTC
+++Первый относится ко времени до Христа. Как так получилось, что одни (еврейские пророки) сразу стали слушать голос Божий и исполнять, даже не п всегда понимая ("сделаем и поймем"), а другие (греки-философы) стали размышлять о Первоначале и Абсолюте? Почему один и тот же, по природе, человек так по-разному воспринял встречу?

Здесь я опять повторюсь:-), потому что могу только ответить в той парадигме истории, которая принадлежит христианскому богословию.

Есть века подготовляющие вочеловечивание Бога, и века, совершающие обожение человека.
Соответственно, к первым относятся и народы, в которые совершают воплощение Логоса в логосах Писания (еврейский народ), и народы, которые совершают воплошение Логоса в логосах философии, искусства, культуры и проч. (это весь эллинистический мир). Конечно, это очень общее и условное деление.
Мы можем только видеть общую картину, а ответить на вопрос, почему те, а не другие, можно лишь так, что "согласно Промыслу об этих народах". Хотя рассуждения о том, что тот или иной народ более приспособлен исторически к той или иной миссии, тоже могут иметь место:-)

Reply

gignomai January 12 2018, 17:33:17 UTC
Понятно, спасибо.

Reply

euhenio January 12 2018, 17:04:56 UTC
+++Вы таки совсем не усматриваете даже зазора между условными "Афинами" и "Иерусалимом" внутри Церкви? Между теми, кто верит и делает, и теми, кто мыслит и говорит?

Зазор исторический есть, но его нет в самых выдающихся представителях христианской аскетики и богословия. Например, прп. Максим Исповедник-- выдающийся мистик и гениальный философ, следующий (по времени) после Аристотеля.

Ареопагит -- выдающийся философ и мистик. Прп. Симеон Новый Богослов -- то же самое. Прп. Каллист Ангеликуд -- то же.

В лучших представителях, на мой взгляд, нет различия между Афинами и Иерусалимом

Reply

gignomai January 12 2018, 17:36:56 UTC
Спасибо.
Здесь важны, на мой взгляд, две вещи:
1. Возможность существования "зазора", соблазн уклониться в то или другое.
2. Возможность и примеры преодоления этого "зазора". Наверное, было бы важно понять, за счет каких практик аскетических и качеств достигается такая цельность.

Reply


Leave a comment

Up