Mar 24, 2008 12:48
На нашем семинаре в Институте веду затяжной спор с коллегами о преемстве и идентификации. Суть вот в чем. Мы обсуждаем вопрос о присвоении прошлого (культурном наследстве). Мои оппоненты (методологи-деятельностники, между прочим) четко и жестко держатся двух принципов: 1) из прошлого берется и сохраняется то, что мы хотим передавать следующим поколениям, остальное отсекается и выбрасывается вон, 2) преемником прошлого в этом смысле может быть всякий, кто деятельно возьмется за сохранение и трансляцию этого прошлого. Мое видение иное. Прошлое не выбирается, а получается в наследство. Это - личное, родовое прошлое, прошлое твоего народа, в пределе - человечества. Мы - его преемники в том смысле, что принимаем на себя ответственность за его судьбу в настоящем и будущем. Дурное в этом прошлом - столь же свое для нас, как и благое. Ключевое слово здесь, разумеется, "свое". За свои грехи мы каемся, на своих успехах утверждаемся.
Спору этому конца нет, поскольку для них (оппонентов) то, что утверждаю я, - невнятица, а для меня их подход - огрубление, механистичность.