мы и прошлое

Mar 24, 2008 12:48

На нашем семинаре в Институте веду затяжной спор с коллегами о преемстве и идентификации. Суть вот в чем. Мы обсуждаем вопрос о присвоении прошлого (культурном наследстве). Мои оппоненты (методологи-деятельностники, между прочим) четко и жестко держатся двух принципов: 1) из прошлого берется и сохраняется то, что мы хотим передавать следующим ( Read more... )

Leave a comment

Comments 39

ampelios March 24 2008, 10:24:04 UTC
позиция Ваших оппонентов не совсем верна хотя бы потому, что она предполагает лишь сознательную трансляцию прошлого, в то время как мы берем из прошлого (наших семьи, общества, Церкви) многое неосознанно, подсознательно, не осознавая это, как наследие прошлого, потерявшее актуальность для современности.

Reply

ivanov_petrov March 24 2008, 11:09:10 UTC
да. такая позиция подразумевает полностью осознанный отбор. Это красиво и - может быть - хорошо... бы. Однако требуется полное знание корреляций. Скажем - решили сохранить то-то. У этого х такие-то следствия. с вероятностью 87% приводит к появлению мыслей о том-то, таких-то стереотипов, препятствует тому-то... Плюсы, минусы... Надо быть увренным. что человек (или социум) в самом деле столь детреминистичен. что выдерживает такую жесткость, там в самом деле имеются такие корреляции - и если они есть, надо их знать, четко, с последствиями. Если что-то из предполагаемого неверно - либо человек устроен свободнее, либо знание не полно - получается штука некрасивая. тут бы как раз сказать по-програмистски - видишь - работает. Ну так не тронь.

Reply

gignomai March 24 2008, 11:24:07 UTC
Именно так! Причем даже тогда, когда берем сознательно, внутри сознательно принимаемого скрыто многое нами неосознаваемое.

Reply


ex_kosilova March 24 2008, 10:52:19 UTC
ну я так думаю, в этом деле есть как бы две стороны. С одной стороны, ваша правда: все, что было у нас в прошлом (мое культурное наследство, скажем, мои речевые предпочтения, отчасти, может быть, сформированные моей бабушкой) - я это беру (во многом бессознательно, как сказал предыдущий оратор) и передаю дальше тоже во многом бессознательно. Было бы глупо утверждать, что этого нет.
С другой стороны, их правда: мы активные агенты, не все в нашем прошлом стоит того, чтобы это передавать. Грубо говоря, моя бабушка была фанатом правописания, для нее грамотность была главным в жизни, а я считаю, что это не главное и даже иногда может быть нарочно нарушено. Стало быть, я изменила какую-то передаваемую норму.

Reply

gignomai March 24 2008, 11:34:46 UTC
Ну да, конечно. Что-то теряет значение, как орфографический фанатизм Вашей бабушки. Но это вырожденные случаи, по-моему. Меня здесь больше интересует внутреннее напряжение между добром и злом прошлого. И мысль моя в том, что в нас добро и зло так переплетены, что наследство надо принимать целиком ("вступать" в него, как юристы говорят), брать за него ответственность и брать его в работу - добро пускать в дело, а долги платить.
Это одна сторона дела.
А вторая с бессознательным. Оно неотделимо от сознательного, встроено в него (ну как, скажем, этимология в знакомые нам слова родного языка).

Reply

ex_kosilova March 24 2008, 12:17:04 UTC
насчет бессознательного все сразу согласились.
Насчет переплетения добра и зла... Ну надо разбираться, я так думаю. А то у Вас как-то получается так, что "что получил - то и передай в целости". У нас ведь народ такого достоинства, слегка сомнительного... В прошлом у него невежество, язычество, тоталитаризм, фанатизм, большевизм, атеизм... Ну много чего. И все это прямо стоит того, чтобы передавать? Этого и принимать-то, я думаю, не стоит. Все-таки мы ж не совсем идиоты, вопрос о добре и зле именно к нам обращен, а у Вас получается немножко капитуляция перед этим вопросом.

Reply

gignomai March 24 2008, 19:27:28 UTC
Не, я не о передаче в целости, а о принятии ответственности. Скажем, так: это МЫ "тоталитаризм и проч.". И тогда окажется, что, может, тоталитаризм был в том числе и в силу таких наших качеств, из которых вырастает и злое, и доброе. Ну, для примера и несколько огрубленно: мы, скажем, склонны не лезть во власть ("любоначалие" - не наш в среднем порок) и это хорошо, но в силу того же мы любому скоту даем собой помыкать. Так это же надо понять и принять как своё, чтобы очистить это свойство от его порочных импликаций.

Reply


zolotoe_serdtse March 24 2008, 12:42:33 UTC
Вспоминается Мф 13:
26 Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. |
27 Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли|
семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? |
28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: |
хочешь ли, мы пойдем, выберем их? |
29 Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вмес-|
те с ними пшеницы; |
30 Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я |
скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы |
сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.

Reply

gignomai March 24 2008, 19:29:35 UTC
Да-да!

Reply


olgaw March 24 2008, 13:55:51 UTC
Вспомнился научно-фантастический рассказ, который читала в молодости. Люди научились стирать из памяти ненужные, травмирующие, бесполезные для жизни воспоминания. В результате получалось - ... нечто бездушное

Reply

gignomai March 24 2008, 19:17:02 UTC
Да, так. Но я все-таки не уверен, что все тяжкие воспоминания должны сохраняться навсегда, некоторые калечат человека. "Избави от лютых воспоминаний и предприятий" - молитва Богородице.

Reply

olgaw March 25 2008, 15:16:00 UTC
Не знаю, трудно сказать, сложный вопрос
Фактически вопрос о непереносимом страдании, когда человек ничего не может изменить
Честно говоря, даже боюсь рассуждать на такие темы, рассуждать легко, пока сам не попадешь в эту ситуацию
Только что и можно сказать - Господи, помилцй

Reply


alexandrg March 24 2008, 14:31:30 UTC
+++из прошлого берется и сохраняется то, что мы хотим передавать следующим поколениям, остальное отсекается и выбрасывается вон+++

Можно хоть какой-нибудь пример того и другого? А то у меня в голове пока только образ некой библиотеки, в которой сменяющие друг друга "банды" библиотекарей уничтожают бесполезные или вредные, на их взгляд, книги. :))

Reply

gignomai March 24 2008, 19:20:38 UTC
Да нет, речь идет об исторических событиях и лицах, с которыми себя идентифицирует поколение и отдельный человек. Пушкин писал: "Ура! МЫ ломим, гнутся шведы". Мы можем сказать: "Мы победили фашизм" или "мы споили сибирские народы"...

Reply

alexandrg March 25 2008, 12:59:46 UTC
Извините, опять не понял. А как можно регулировать процессы самоидентификации целых поколений (если не посредством мощной государственной пропаганды)?

Reply

gignomai March 25 2008, 19:30:45 UTC
"Регулировать" - может, и только так, как Вы сказали. А воспитывать - многими способами. И потом почему уж сразу целиком поколение? Достаточно его восприимчивую часть.
Но я вообще говорил не о регулировании, а о ценностях.

Reply


Leave a comment

Up