Здесь следует предупредить распространенное недоразумение. Аксиологическое измерение благородства и подлости,- в отличие от измерения добра и зла - отнюдь не принадлежат к одному только классу нравственных ценностей. Скорее, оно свойственно всему царству ценностей, в том числе и внеэтических. … С полным правом говорят о благородном металле
(
Read more... )
Когда он связывает семантически аристократическое происхождение нравственное благородство и, соответственно, подлость с низким происхождением, он имеет в виду не связь фактическую, а связь вкладываемых смыслов. Благородное происхождение - чистое, беспримесное, связанное с высокими предками известным и проверяемым образом и потому обязывающее: noblesse oblige, происхождение обязывает. То же и про благородные металлы, у которых не случайно же особое место в алхимических превращениях.
Вы помещаете благородство и подлость на разные ступени единой лестницы восхождения. Если я правильно вас понимаю, то это ключевая для вас идея - единой эволюционной лестницы. Но в качестве разновысоких ступеней одной лестницы благородство и подлость утрачивают ту смысловую специфику, которую хочет выявить Гартман.
А может быть, спрошу уже я, нужно мыслить лестницу восхождения ветвистой, и тогда благородство и подлость ступени на разных ветвях, и к благу восходить можно и через благородство, и через "подлость" - так сказать, демократически?
Reply
Leave a comment