Вот что утверждает Гартман:
В воспитании, как известно, ничто не действует так непосредственно и радикально как пример. Но и взрослый прибегает к конкретным образцам. …
Как это сочетается с априорностью ценностей? Не заимствованы ли явным образом оценки того, кто следует определенному образцу, из действительности, из опыта? Т. е. не апостериорны ли они?
На это можно ответить: до всякого следования идет признание самого образца. Если это чистый идеал без какой бы то ни было реальности, то он с самого начала стоит на одном уровне с самими ценностями, априорен, как они, и отличается от них только живой конкретностью. Если же образцом является некий действительный определенный человек,- не будем учитывать идеализацию, которая и так всегда имеет место,- то спрашивается: почему я выбираю себе образцом именно его, и никого другого? Ведь не может быть случайностью, что я выбираю именно этого (стоик-Зенона или Сократа, христианин-образ Иисуса).
Выбор этот имеет весьма определенное основание, невозможно принять за образец первый попавшийся образ. Признать можно лишь образец, имеющий определенные моральные качества, соответствующий определенным требованиям, короче, образец, у которого его содержание, его «материя» очевидны.
А что значит эта очевидность? Откуда я знаю, какие качества должен иметь образец, каким требованиям он должен соответствовать? По каким признакам я узнаю, что он достоин быть образцом? Ответ может быть только один. Очевидность образца, самой его образцовости, состоит уже в соответствии ценностным критериям, которые я осознанно или не осознанно прилагаю. Возведение некоей личности в пример есть уже моральное ценностное суждение о ней. Выбор происходит как раз уже с определенной ценностной точки зрения.
Но ведь очевидно же, что в жизни все не так. Подросток делает своим образцом того, в кого он влюбляется. Да и про взрослого не скажешь с определенностью, что идет прежде - любовь к избираемому образцом (не всегда скажешь за что, а если и скажешь, то не всегда это нравственные качества) или моральная оценка. Более того, в уже избранной образцом личности что-то может смущать, быть морально непрозрачным.
Иное дело, когда нужно обосновывать выбор - себе или другим...