Воспитание (4): непрактичность

Jun 15, 2015 13:40

Обсуждение, стимулированное посещением "Топорков" (православного интерната)? вышло за пределы подведения итогов, поэтому сабж меняю.
mevuelvoguajiro в одной из своих реплик на мой пост мимоходом сказал ключевое: уроки музыки - это уроки непрактичного. Бескорыстного, благородного, аристократичного... - добавлю я, чтобы усилить центральный смысл ( Read more... )

/trita, бескорыстие, педагогика, /mevuelvoguajiro, благородство, /mmekourdukova, музыка, воспитание

Leave a comment

mmekourdukova June 15 2015, 10:42:36 UTC
Да нету там никакого парадокса (продолжу здесь то, что было начато во вчерашних каментах).

Втащить туда невозможно. Ни в какую бескорыстную облагораживающую жизнь, будь то искусство, молитва, медитация, благотворительность, невозможно втащить - ни силой, ни путем внешнего поощрения. Сим разрушается самый принцип бескорыстия.

Вот именно что начальный толчок должен быть от себя. Ребенок ли, взрослый - должен САМ захотеть жить так, как живут бескорыстные деятели, и быть готовым заплатить за это собственным временем, силами, комфортом и т.д.

Уже на пути можно его, по обстоятельствам, поддержать - но и то не слишком. Иначе разрушишь то, что начало выстраиваться.

Reply

gignomai June 15 2015, 11:06:06 UTC
Понял. Но не согласен. Вы человека видите изначально готовым, а я про то, как он меняется и про воспитание как помощь изменению.

Reply

mmekourdukova June 15 2015, 11:37:19 UTC
Как выводится из сказанного мною эта конклюзия (про мое вИдение человека изначально готовым), мне непонятно.

Во всяком случае, уверяю Вас, что всё наоборот. Иначе как бы я могла считать себя христианкой и заниматься педагогической деятельностью?

Reply

gignomai June 15 2015, 12:11:27 UTC
Я несколько упростил Вашу точку зрения - для обострения оппозиции :) Но факт, что Вы не видите возможности воздействия на желание воспитанника:
"Вот именно что начальный толчок должен быть от себя. Ребенок ли, взрослый - должен САМ захотеть".
Впрочем, я готов понять эти слова и иначе:
Ребенок В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ должен сам захотеть.
И с этим я согласен. Но, хотя и хорошо, если он приходит к нам уже хотящим, но это легкий случай, все такому рады.
Меня же волнует категория детей, НИЧЕГО НЕ ХОТЯЩИХ, я с этого начал разговор. Как с ними быть?

Reply

mmekourdukova June 15 2015, 13:36:05 UTC
Всё-то воздействие может состоять только в показе. Дать возможность увидеть, услышать, вдохнуть.

Если "помогать" извне, или (ещё хуже) создавать иллюзию, будто ребенок (да хотя бы и взрослый) "уже там", то это поможет воспитанию бескорыстных (как Вы выражаетесь, аристократических) стремлений как мертвому припарки. И может очень нехорошо "рвануть" впоследствии, таких случаев сколько угодно и с искусстве, и в Церкви.

Как с ними быть? См. выше - показывать, дать потрогать, поместить хотя бы временно в среду.
И быть готовым принять, что не всем дано, даже и увидевши, захотеть.

Reply

gignomai June 15 2015, 13:46:16 UTC
Я с готовностью допускаю, что Вы с Вашим опытом знаете точные ответы на все встающие передо мною вопросы. Но я, видите ли, люблю подолгу не понимать, чтобы потом понять получше.
Все, что Вы пишете, полная правда, но для меня за каждым Вашим словом - проблема, над которой еще думать и думать...:)
И слушать. От Вас я уже услышал немало помогающего.

Reply

mmekourdukova June 15 2015, 14:27:24 UTC
Практических ответов я не знаю :-)). В частности, я не знаю, как устраивать такие показы. Но я точно знаю, что выставка художественных яиц и конских головок - это не то, и оркестр за плату - сильно сомневаюсь, чтоб это было "то". Показывать надо, как мне представляется, на примере профессиональных или профильных школ (в том числе интернатов) высокого уровня, куда поступают по конкурсу и где, желательно, есть историческая традиция. Причем не скрывая суровых условий жизни в этих заведениях, а совсем даже напротив. Конструкции типа "там у тебя будут спальни на шесть человек и в город только в воскресенье, но зато английский тебе сделают как в Итоне", "там никаких карманных денег и на ужин только каша, но голос тебе поставят как нигде и на всю жизнь" и так далее. Где, когда и как такое показывать, я не знаю.

Но теорию действительно знаю по опыту, и с годами даже все больше убеждаюсь, что некоторые пункты, прежде казавшиеся максималистскими, какой-то излишне задранной планкой, подтверждаются как истинные.

Reply

gignomai June 15 2015, 15:17:27 UTC
Спасибо. Так максимализм я приветствую :) Magis! - по слову Лойолы.

Reply


Leave a comment

Up