Итак, при каждом изменении в нормировании института опеки нужно ответить на три вопроса:
1. В чем законодатель видит задачи опеки, содержание опекунского труда?
2. Кто и на каких основаниях становится опекуном?
3. Оплачивается ли труд опекуна и как?
В советское время, в отличие от дореволюционного, семейно-правовые вопросы (включая и опеку) никогда не рассматривались в рамках гражданского права, только в специальном семейном законодательстве. Это важно сказать, потому что в самом конце советской и в постсоветскую эпоху появилась тенденция к смешению этих двух областей и появлению смешанных форм, с которыми еще будем разбираться.
Первый
«Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» был принят уже в сентябре 1918 года. Смотрим, что там есть по нашим вопросам.
1. О содержании опекунства над несовершеннолетним сказано так: «224. Опека над несовершеннолетним заботится о личности подопечного, о его воспитании и подготовлении к полезной деятельности». Про заботу об имуществе подопечных (без их разделения на несовершеннолетних и недееспособных взрослых) тоже есть, но много меньше, чем в имперском Своде законов: «230. Опека управляет имуществом подопечного, как заботливый трудовой хозяин». И еще несколько ограничений на обращение с опекаемым имуществом и про ежегодные отчеты «об управлении имуществом подопечного, поскольку доходы с этого имущества превышают прожиточный минимум, установленный для данной местности».
2. «194. Опека учреждается по постановлению Отдела Социального Обеспечения…» - Кодекс был принят до того, как забота о детях была передана Наркомату просвещения.
«207. Опекунами назначаются совершеннолетние лица, способные выполнять эту должность». И дальше в нескольких пунктах уточняется, кто способен, а кто нет - в целом, примерно так же, как прежде и позднее.
А вот это - новое:
«213. Каждый гражданин Российской Республики, назначенный Отделом Социального Обеспечения опекуном, обязан принять опеку.
214. От принятия опеки может отказаться:
а) тот, кому исполнилось 60 лет;
б) тот, кто вследствие телесного недостатка мог бы лишь с трудом исполнять должность опекуна;
в) тот, кто осуществляет родительские права в отношении более, чем 4 детей;
г) тот, кто уже заведует одной индивидуальной или коллективной опекой.
215. При наличии одного из предусмотренных ст. 214 оснований для отказа от опеки, назначенный опекуном в недельный с момента получения сообщения о своем назначении срок может осуществить свое право отказа. Не заявивший об отказе считается принявшим опекунство.
216. Если отказ от опеки будет признан основательным, Отдел Социального Обеспечения производит избрание в опекуны другого лица, но до передачи опеки вновь назначенному опекуну заявивший об отказе от опеки должен исполнять обязанности опекуна».
Как писал К.П.Победоносцев, в российском праве этого не было, только в иноземных (см.
прошлый пост).
3. И про вознаграждение: «238. За управление имуществом подопечного Отдел Социального Обеспечения может назначить опекуну вознаграждение, принимая во внимание: а) чистый доход от имущества подопечного; б) степень имущественной обеспеченности опекуна, а также в) труд, затрачиваемый опекуном на управление имуществом подопечного». Очень скупо.
Все перемены легко объясняются революционным пересмотром отношения к собственности. Установка на ликвидацию частной собственности на средства производства была у большевиков изначально, позднее она стала оформляться юридически. По Гражданскому кодексу 1922 года отменена частная собственность на землю, выведены из частного оборота «национализированные и муниципализированные предприятия, их оборудование, железные дороги и их подвижной состав, национализированные суда, а равно национализированные и муниципализированные строения». С отменой частной собственности на землю исчезало деление на движимость и недвижимость - на все время существования СССР, до декабря 1991. (Помню, один мой американский приятель советских лет как о диковинке говорил о том, что Россия единственная страна, где люди не знают, что такое realty).
Как следствие, управление имуществом подопечного, извлечение из него дохода надолго стало неактуальным. И, соответственно, на первый план вышло воспитание трудящегося, со все увеличивавшимся акцентом на его идеологической индоктринации.
В 1926 году был принят
новый Кодекс.
В ответах на первые два вопроса - ничего нового. Но в ответе на третий вопрос появляется новый термин «безвозмездно», правда, с оговорками:
«81. Обязанности по опеке или попечительству исполняются безвозмездно. При наличии имущества, приносящего доход и состоящего в ведении органов опеки и попечительства, таковой может назначить опекуну или попечителю вознаграждение в размере не свыше десяти процентов извлекаемого из этого имущества дохода.
82. Расходы на содержание подопечного, признанные органом опеки и попечительства необходимыми и полезными, производятся из доходов от его имущества, а при недостаточности или полном отсутствии их - из самого имущества подопечного, отчуждаемого с разрешения органа опеки и попечительства.
Примечание. При отсутствии имущества подопечного орган опеки и попечительства возбуждает перед органом социального обеспечения ходатайство об отпуске опекуну средств на содержание подопечного».
Долго в этой области ничего не менялось.
В
«Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье», принятых в 1968 году, есть статья 26 «Опека и попечительства», очень короткая; ничего нового. Конкретика была отдана республиканским кодексам.
В
Кодексе «О браке, семье и опеке» РСФСР (июль 1969) опеке и попечительству посвящена 13 глава, довольно подробно все расписано. Из нового - смещение границы между опекой и попечительством к 15 годам (инфантилизация). Важнее вот это: «Статья 123. Установление опеки или попечительства над несовершеннолетним, родители которого уклоняются от его воспитания… Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав». Появление этой статьи - первый признак того, что социальное сиротство (выражение появилось явно позднее) становится заметным явлением.
И - к нашим вопросам:
1. Задачи опекунства уточнены: «Опекуны и попечители над несовершеннолетними обязаны воспитывать подопечных в духе морального кодекса строителя коммунизма, заботиться об их физическом развитии, обучении и подготовке к общественно полезной деятельности, защищать их права и интересы».
2. А вот принудительность убрана: «Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия».
3. И закрыт вопрос о вознаграждении: «Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно» - без каких-либо оговорок.
Наконец, в отдельной статье о детдомовских детях:
«Статья 127. … Детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.
Для охраны имущественных интересов этих лиц (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом». Это припомним, когда займемся становлением детдомовской системы.
Всё. На этом нормирование опеки в Советском Союзе закончилось. Следующий законодательный шаг - Семейный Кодекс 1995 года.