Лежа, больной, почитал книжечку стихов и воспоминаний Зинаиды Гиппиус. Стихи как-то не пришлись, а воспоминания интересны. Повествование о Религиозно-философских собраниях, попытке общения интеллигенции и клира, как-то перекликается с недавними событиями, но контрастно - там все-таки повыше уровень дискуссий, может, и не больше взаимопонимания, но взаимонепонимание содержательней, и не было этой квартиробрегетной пошлости. А в рассказе о начале совместной жизни с Дм.Мережковским много об увлеченности М. темой и героем своего первого романа - Юлианом Отступником. Этого, как впрочем и других романов М., я не читал (не пренебрежение, так, не довелось), но встретив имя, вспомнил (плывет предмет) о том, что стихи о Юлиане есть у Кавафиса. Несколько.
Вот одно, в переводе С.Ошерова -
"Юлиан, увидав...":
«Итак, увидав, в каком пренебреженье
боги у нас...» - спесиво он утверждал.
В пренебреженье. А чего он ждал?
По-своему он перестраивал дела богослуженья,
по-своему верховного жреца галатского и прочих
в посланиях учил, и наставлял, и убеждал.
Но не были христианами друзья
у кесаря. И в этом была их сила.
В отличье от него (христианина
по воспитанью), их уму претило
бессмысленно перенимать для древней веры
нелепое в основах устроенье
у новой церкви. Греками они
остались. Ничего сверх меры, Август!
Двойное отражение: Юлиана гневит и печалит отсутствие в пестуемом им язычестве христианского рвения, эллины осуждают привнесение в родную религию чуждых нравов и требований: ничего сверх меры, Август!
А за этим - сам Кавафис, носивший эту болезненную границу в себе. Это - еще острее в моем любимом
"Мирисе".