Позволю себе вернуться к уже приведенной мной цитатой из Шмемана - о его "главном грехе", жизни в соответствии с "хочется", а не с моральным или аскетическим "хочу" (
http://gignomai.livejournal.com/49285.html). Поясню зачем я ее выписал в свой ЖЖ. Здесь две вещи, для меня важные: во-первых,
(
Read more... )
Comments 25
Это ловушка, которой я впервые испугалась, крестившись двенадцать лет назад; которой боюсь и сейчас: невозможность полноты искренности. Как пример: я могу делать то, чего мне не хочется, потому что "так надо" и "это правильно", но если считать обязательным именно хотеть делать... нужно настолько сильно качественно измениться, что это почти (или даже не почти) равно смерти. То есть - или стать тем, кто хочет делать; или перестать быть тем, кто не хочет; и при неудаче - перестать ( ... )
Reply
Reply
Если можно говорить - Всевысший есть в каждом - то единственный язык его -
через интенции души - то что Вы назвали "хочется".....
То, что Вы назвали "хочу" (долженственное), идет уже от "рацио" и не есть
внутренне присущее и душевное выражение - а поступки не от души отвергаются как лицемерные ...
Поступки по "хочется" это исполнение назначенности, реализация себя.....
Если у человека в качестве ведущей установки доминирует творческое чувство -
все его "хочется" всегда выстроятся в русло этого творческого побуждения
Это не вопрос мук "борьбы с дияволом" - это вопрос выстроенности внутренней системы ценностей....
Вопрос - воспитания этого "хочется" - особо актуален у родителей - и лучший прием выработан
"делай так как тебе хочется", но всегда принимай, и "до дна", следствия .....
Reply
"единственный язык его - через интенции души - то что Вы назвали "хочется". Так. Но "через интенции души" же говорит и природа, и Дьявол.
"хочу" (долженственное), идет уже от "рацио" и не есть внутренне присущее и душевное выражение - а поступки не от души отвергаются как лицемерные". И это отчасти так. Но вот мы понуждаем себя к поступку несмотря на страх и корысть (которые "хочется").
Так что вопрос-то Вы не сняли.
Reply
Reply
А психологи, психофизиологи, психоаналитики здесь авторитет только относительно фактического положения дел, но не в отношении жизненной стратегии.
Reply
философский аспект мне не интересен (можно выражать в самых разных традициях и категориях)
христианский ответ однозначен (соблюди заповеди Мои)
аскетика - и есть выбор сознательного умирания - но умного, при знании, что есть еще и давлеющее "я" с его хочется. это именно стратегия борьбы с "я".
при этом формальное отрицание "я", признание существующим только должного (т.е. именно игнорирование аскетики), на самом деле является "ни войны, ни мира, армию распустить..." - т.е. практически переходит именно в неосознанное подчинение этому "я" в той или иной форме (фарисейство-лицемерие, в частности)...
Шмемана никогда как христианина не воспринимал (даже когда, еще в МП, мне попались его первые тексты)
Reply
С остальным вполне согласен. С одной поправкой (но, возможно, важной): соблюди заповеди - ответ безусловно точный, но не полный. Нет, неправильно сказал. Полный, но полнота его в этой формуле не раскрыта и многими понимается неверно: как соблюдение некоторого списка правил.
Reply
**иррациональное, безличное "хочется" - как внутреннее ощущение, не требующее аргументов и доказательств, может оказаться вернее**
**Если можно говорить - Всевысший есть в каждом - то единственный язык его -
через интенции души***
фил аспекты - это препарирование понятий (я, желание-долженствование, пр.)
Reply
Еще в МП? А сейчас Вы где? В РПАЦ?
Reply
А в чём конкретно выражалась "распущенность" о.Александра? Он, что, и вправду грешил и при этом лелеял свои грехи?
Ясно дело, что предела совершенству нет. Так любой может про себя сказать: а ведь можно было бы и ещё построже с самим собой быть.
Reply
----------------
ну, мог, напр., в пост спокойно есть курицу.
и не юродствуя, на виду у студентов (угощая, типо, и их), а тихо так, у себя в профессорском доме.
читал об этом в рецензии на книгу "Водою и Духом" Шмемана, опубликованной небезызвестным Павле Раком и озаглавленной: "Водою и Духом, или разбавленное христианство" (было это ещё до того, как Рак сбежал с Афона; куда до этого сбежал "в монахи" от жены)
когда я спросил об этом случае некоего американского батюшку, выученика и большого поклонника о. Александра, он с немалым пафосом (восточного происхождения чел, эмоциональный) воскликнул: о. Александр любил жизнь!
Reply
Вообще мне кажется тут оппозиция старого и нового завета, закона и духа (сердца). Ведь ритуальный пост - это ритуал, закон. Если он в сердце своём не чувствовал необходимости для себя в этом посте, но тем не менее стал бы выполнять его, то получилось бы что он подчинился закону без духа, без сердца, как фарисей. ну т.е. то про что Гигномай сказал: лицемерие.
Reply
-------------
совершенно определенно не чувствовал.
откровенно не любил покаянный канон Андрея Критского (кот. читается в первую неделю Поста и наиболее полно выражает его смысл).
об отношении Ш. к этому канону кажется есть где-то в Дневнике.
Reply
-----------
супер!
(не знал)
Reply
Leave a comment