На прогулке спросил у Тани, кто, как ей кажется, прав в споре Канта с Лейбницем - Лейбниц, утверждающий, что не может быть двух абсолютно одинаковых вещей, или Кант, допускавший такую возможность. Она немного подумала и твердо сказала: Кант.
- Почему?
Ее аргументация была такая. В 1990-е довелось ей побывать в Америке - по какому-то обмену,
(
Read more... )
Reply
Знаем-знаем ))
А кто здесь мыслит абстрактно?
Reply
ну ваша жена)
Reply
Не понимаю. А в чем абстрактность? Специально перечитал гегелевское эссе. По Гегелю абстрактно мыслить значит мыслить вещь только с одной какой-то стороны. Ну и где же здесь такое? Что значит мыслить конкретно в данном случае?
Reply
Конкретнее в данном случае пришлось бы мыслить следователю, расследующему какое-нибудь преступление, в котором бы в качестве вещдока проходил бы указанный комплект
Reply
И если имеются два свежих, еще не использованных комплекта, следователь оказался бы беспомощен, не смог бы их различить.
Вы допускаете возможность двух абсолютно неразличимых вещей?
Reply
Ну здрасте - а экспертиза на что?) против химии не попрёшь!
неразличимых?.. - а что по вашему "вещь"?
Reply
а экспертиза на что?) против химии не попрёшь!
Согласен уступить только в том смысле, что экспертиза может в принципе случайные отклонения от стандарта заметить.
неразличимых?.. - а что по вашему "вещь"?
В чем вопрос? Лежат два тождественных (стандартных) изделия. Они различны, как и говорит Кант, возражая Лейбницу, только местом в пространстве. Но если поменять местами, ничего не изменится.
Возражать тут можно только в одном направлении: что соблюдение стандарта не может быть абсолютным, хотя к этому и стремятся.
Reply
Вы задаете фантастический параметр - "стандарт" (то, что НЕВОЗМОЖНО осуществить), а потом на этом предположении надо делать выводы. Да их ИЗНАЧАЛЬНО нет этих ваших двух "тождественных"
Reply
Как я написал в другой реплике, стандарт, тождество имеют два смысла - практический, ситуативный, и идеальный, мыслимый. Две вещи могут быть (1) практически неразличимы - с точки зрения производителя, не допускающего брак, и потребителя, для которого они взаимозаменимы во всех отношениях, и (2) помыслены в качестве неразличимых.
Reply
Да это понятно. Но почему вы своему ситуативному (неизбежно абстрактному, отвлеченному то есть) помышлению вдруг контрабандой придаете значение идеального - в смысле предельного (окончательного)?
Reply
Да что Вы это?
Ситуативен как раз практический смысл. А помыслить две тождественные вещи вполне можно - в любой ситуации любому человеку, хоть мне, хоть Вам.
Reply
Так никакого другого смысла кроме практического вообще нет - всё остальное той или иной степени пустоты абстракции.
Reply
Не... Идеальное и абстрактное - вовсе не одно и то же. Хотя в бытовом употреблении их да, смешивают.
Reply
А разве я где-то допустил такое смешение? Абстрактное - это просто отвлеченное, изъятое из определенной существенной взаимосвязи. А идеальное - это момент при переработки в мышлении материального в какие-то новые формы в интересах человека, так сказать
Reply
Правильно.
Ну так вот. Когда констатируют тождество двух разных вещей, то сравнивают идеальное, их т. ск. проекты. Потому квалифицировать это как абстрактное мышление никак невместно.
Reply
Leave a comment