Почитываю "Историю русской школы" А.И.Любжина (
philtrius) - не подряд (четыре толстенных тома!), а выборочно, что внимание привлечет. Очень интересно. Большую часть составляют документы - отчего полная уверенность в надежности поучаемых сведений, не искаженных авторскими пристрастиями. Свое мнение А.Л. высказывает скупо, редкими замечаниями "по поводу". Они, однако, тоже любопытны.
Сейчас вот почитал про гр. Д.А.Толстого и его реформы. Этот известный своим консерватизмом, проклятый и либералами, и большевиками министр автору откровенно симпатичен. Приведено много характеристик, где говорится о его, Толстого, преданности делу, основательности и т.д. Мне показались важными пара черт, существенно связанных с его консерватизмом.
Это, во-первых, мизантропия, т.е. нелестное представление о человека (начиная с детства). Отсюда прямо выводится необходимость неукоснительной строгости, без которой всяк норовит распуститься и опуститься, поддаться влиянию разрушительных идей и т.п.
Второе оказалось несколько для меня неожиданным, но, подумал, и понял, что так, наверно, и должно быть. Это религиозный "профиль". По воспоминаниям Е.М.Феоктистова (hюttps://ru.wikipedia.org/wiki/Феоктистов,_Евгений_Михайлович): "веровал он, как очень многие в нашем образованно обществе, т.е. дело веры не было для него жизненным интересом, а состояло лишь в довольно ленивом исполнении обрядов".
А причем тут социализм? А вот причем. Гр. Толстой, оказывается, "внимательно и с интересом" читал работы "г. Карла Маркса из Лондона" и пришел к выводу, что "на смену монархии в России может прийти только коммунизм" - чего он, понятное дело, вовсе не хотел. И приверженность его классическому образованию объяснялась тем, что она воспитывает в учащихся основательность и "интеллектуальную честность", которая (это уже формулировка Любжина) "никак не совместима с социализмом". Крепко сказано.
Но не получается ли, что определенным образом понятая "интеллектуальная честность" плохо совмещается не только с социализмом, но и с христианством?