Перечитал соответствующее место в "Диалоге с Пирром". Максим, правда, блестящий полемист и нисколько не устарел. Образец ясного мышления - не зря Громыко назвал его "методологом" (хотя точный смысл этой характеристики он обязался мне объяснить). Но, святый отче Максиме, дерзаю оспорить или, по меньшей мере, скорректировать твою мысль.
(
Read more... )
Comments 125
Разве способность мыслить и решать, хотя бы и наперекор природе, не является родовой для рода людей? Если эта способность не в человеческой природе, то где же?
Reply
И это не пустой спор о словах. Из непризнания этого различия куча недоразумений проистекало в философии - связанных с идеей детерминизма.
Reply
Способность поступать природна, но сам поступок может быть и против природы (грех). Ничего удивительного, - это разные смысловые оттенки, и с формальной точки зрения разные значения.
Использование слова "природа" для того, что относится ко всему роду однородных субъектов вполне естественно. Более того, даже корень слова один и тот же.
Reply
Reply
============================
Что я и пытался Вам объяснить.
Но тогда возникает вопрос:
Вы начали с того, что
" Был такой спор в Церкви: две воли у Богочеловека Иисуса Христа или одна. Церковь признала, что две [ ... ]
у Христа две воли, божественная и человеческая. Это значит, что воля - принадлежность природы, а не лица. Лицо Иисуса - одно, а природы и воли две"
Но если воля Христа не принадлежит его человеческой природе, что означает, что у Него две воли как утверждали святые отцы церкви? Кому принадлежит вторая воля ( ... )
Reply
Reply
Всё он тут додумал.
Reply
Собственно, и я не говорю же, что он неправ. Просто его терминология, понятия не схватывают кое-чего, что нам сейчас представляется важным. Это нормально.
Reply
Кстати, спонтанность так же есть характеристика "субатомных частиц", и именно потому, что полноты детерминизма нет нигде, кроме как в полном сознательном отождествлении с "логосом" (самодетерминизм). В этом смысле и атом и человек так же свободны и обусловлены природой, каждый в своём масштабе.
Reply
---------------
Так, по-моему, полностью охарактеризовать природу - это абсурдная задача. Я не могу заранее сказать, на что способен ни человек вообще, ни данный конкретный человек, ни даже я сам. А всё, что могу сказать, может быть преодолено. В этом смысл свободы.
Reply
Reply
А насчет предсказуемости - именно принципиальная невозможность. Да, людям надо есть, чтобы жить, но человек может захотеть уморить себя голодом и сделать это. Конечно, у нас есть ожидания относительно того, как поведет себя человек, но всегда есть возможность, что они не оправдаются.
Атом, электрон не хочу обсуждать - там все эти вероятности, функции распределения и проч. Я хоть и был в прошлом тысячелетии физиком, но потерял к этому интерес.
Reply
Reply
Да и про себя я могу сказать, что во мне в некотором смысле могут быть и две воли, в том числе и свободные, когда я колеблюсь.
Reply
Leave a comment