кто решает, как мне быть 5

Nov 06, 2019 14:19

Перечитал соответствующее место в "Диалоге с Пирром". Максим, правда, блестящий полемист и нисколько не устарел. Образец ясного мышления - не зря Громыко назвал его "методологом" (хотя точный смысл этой характеристики он обязался мне объяснить). Но, святый отче Максиме, дерзаю оспорить или, по меньшей мере, скорректировать твою мысль.

Read more... )

воля, свобода, природа, аутэксусия, Максим Исповедник, человек

Leave a comment

trita November 6 2019, 17:40:18 UTC
И это говорит сторонник методологии, которая что только и пыталась, как поверить гармонию алгеброй.

Допустим, персонально вы не можете, но их этого ведь не следует принципиальная невозможность? Речь ведь не о формальных несущественных частностях, она о принципе. Я не знаю, как именно любой человек ищет хлеб свой насущный, но я точно знаю, что он это делает, хотя и свободен в некоторых рамках по части метода достижения этой цели.

Давайте возьмём задачу попроще: можно ли полностью (в рамках законов физики, конечно, а значит и принципа неопределённости) охарактеризовать поведение электрона, например, или это тоже абсурд?

Я так понимаю, что тут либо ничто не может быть полностью охарактеризовано, либо всё, вопрос только в степени познания "природы" и осведомлённости о конкретной единице этой природы, будь то электрон или человек, но это ведь дело техники, как мы можем говорить, что нечто непознаваемо только потому, что нами оно не познано? Я вот, например, чем больше изучаю человека -- тем более вижу его предсказуемость, и некоторые локальные погрешности погоды не делают, они естественны для открытой неидеальной системы.

Reply

gignomai November 6 2019, 18:59:11 UTC
Не, методология не про то.
А насчет предсказуемости - именно принципиальная невозможность. Да, людям надо есть, чтобы жить, но человек может захотеть уморить себя голодом и сделать это. Конечно, у нас есть ожидания относительно того, как поведет себя человек, но всегда есть возможность, что они не оправдаются.

Атом, электрон не хочу обсуждать - там все эти вероятности, функции распределения и проч. Я хоть и был в прошлом тысячелетии физиком, но потерял к этому интерес.

Reply

trita November 6 2019, 19:16:03 UTC
Не улавливаю, что с того, что человек может захотеть уморить себя голодом и сделать это. Разве это хотение не свойственно его природе и рационально не может быть понято именно так? Человек ведь не морит себя голодом спонтанно и без причины, "могу копать, могу не копать". Речь ведь не о том, что человек обязан всегда питаться, (да он и едой спокойно может себя уморить до смерти), речь о природе человека.

Разница между "есть" и "уморить" в том, что первое относится к чисто животной низшей природе и воле-быть, подсознательной, а второе относится к верхнему регистру природы, требует сознательных причин и контроля над низшей природой.

"Наши ожидания" опять же от нашего невежества в понимании состояний сознания других людей. Вы ведь не станете ожидать от себя внезапной спонтанной голодовки? Или станете?

Reply

gignomai November 6 2019, 19:41:42 UTC
Вы не видите разницы между природой человека и природой камня? И разницы в предсказуемости?

"Наши ожидания" опять же от нашего невежества в понимании состояний сознания других людей.
----------
Да, людям свойственны стереотипы в поведении, следование нормам и привычкам. И знание того и другого дает возможность предсказывать. Но это всегда - и в принципе - предположение; а вот оснований для уверенности, строго говоря, нет.

Reply

trita November 6 2019, 20:02:38 UTC
Кстати, оккультно люди называются "живыми камнями" )

Вопрос "Вы не видите разницы между природой человека и природой камня?" в такой форме не корректен, то есть я могу ответить "эзотерически разницы нет", но вряд ли этот ответ будет правильно понят. Речь идёт не о разнице природы и предсказуемости, а о единстве принципа [природа] > [предсказуемость]. Предсказуемость камня обусловлена природой камня, а предсказуемость человека -- природой человека, они едины в этом соотношении, хотя понятно что одну природу мы знаем много лучше другой, коль скоро она проще, но ни той ни другой мы не знаем полностью.

"Основания для уверенности" есть, в том то и дело, и именно если говорить строго, поскольку в строгости как раз и вступает означенный глобальный принцип, перед которым и камень и человек равны. Но это строгость и эта уверенность не "квадратные", не банальные, они сложнее, я не хочу говорить тут затасканное слово "квантовые", к тому же вы его прямо отвергаете, хотя это и самая подходящая пока единственная аналогия.

Человек предсказуем почти полностью, с определённого уровня наблюдения он буквально как камень, его путь и цель предопределены им же, что для ума пока ещё является тайной, смутно улавливаемой в понятии "судьба", и то если если медитировать на истинный смысл этого слова, производный от будущего, а не прошлого времени.

Декларируемое же отсутствие основания для уверенности это статистика конкретного наблюдателя -- вас -- по какому закону она возводится в принцип -- непонятно, ну кроме закона "чего не знаю, того и нет", конечно.

В который раз цитирую "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан"

Reply

skogar November 6 2019, 20:11:32 UTC
-- Человек предсказуем почти полностью, с определённого уровня наблюдения он буквально как камень

Такой взгляд совершенно чужд христианству. Но до различия копать пришлось бы глубоко, практически до мировоззренческих "аксиом".

Reply

trita November 6 2019, 20:14:54 UTC
Может быть чужд, я бы точно не стал подымать такую тему в контексте христианства или любой иной религии, это не их область знания.

Reply

skogar November 6 2019, 20:16:39 UTC
В контексте христианства вопрос совершенно уместный. Более того, один из основополагающих.

Reply

trita November 6 2019, 20:19:46 UTC
В контексте Христа, в крайнем случае в контексте "эзотерического христианства" (такое тоже есть), но сама религия чисто технически не сможет справиться с таким вопросом, она в "лучшем" случае создаст ни к чему непригодную теологическую догму, разве что...

Reply

skogar November 6 2019, 20:22:42 UTC
Христология эпохи Вселенских соборов несёт в себе и общую антропологию. "Теологические догмы" не только не непригодные, а в высшей степени серьёзные и глубокие.

Reply

trita November 6 2019, 20:38:21 UTC
А кто и чем измеряет высоту этой степени и с чем сравнивает? И потом "пригодность" и "серьёзность" всё же не синонимы, равно как и "глубина" ещё не рыба, тогда как со времён этих древних соборов много воды утекло, а воз нелюбви и ныне там.

Reply

skogar November 6 2019, 20:44:42 UTC
Оценка субъективна, ибо иначе едва ли возможно.
Соборы "живее всех живых", но мало востребованы.

Reply

trita November 6 2019, 20:53:46 UTC
Совершенно верно. О том и речь, что "христианство" как социальный институт, как религия, самое себя то почти не знает, ибо не востребовано самое сакральное (эзотерическое), не разжился ещё человек умом, даже если и захотите вразумить -- не поймут. Цель религии не в обучении расширении сознания. Вот и получается, что есть "христианство", а есть "христианство", одно внешнее, как личность, другое внутреннее, как душа, которой и не слышно пока.

Reply

skogar November 6 2019, 21:04:08 UTC
На мой взгляд всё куда проще. Какой доход это приносит в долларах в месяц? - 0 (ноль). Хотя казалось бы образованных людей пруд пруди, "Точное изложение православной веры" лежит в сети не в одном экземпляре, интернет общедоступен.
Кстати, тем мне и любопытен живой поиск хозяина журнала.

Reply

trita November 6 2019, 21:12:46 UTC
Так где сокровище ваше, там и сердце ваше. Ни обывателю, ни образованному интеллигенту строгое христианство ("хардкорное", как его иногда называют в шутку) не даёт прибыли, одни убытки, в отличии от традиционного и бытового.

А каков истинный "живой" интерес хозяина журнала в такой теме я как раз не очень представляю... Вернее я его представляю не так, как он декларируется.

Reply

skogar November 6 2019, 21:16:29 UTC
Более-менее, но интерес образованных людей к "аутентичному" (так лучше - ?) христианству всё же существует.

Чужая душа - потёмки, но можно судить по тому, как это выглядит в самом журнале :)

Reply


Leave a comment

Up