Буддизм наверное всё-таки не то, что христианство (Вы уже второй раз подряд спрашиваете...) Хотя я плохо (точнее - чуть больше чем ничего) представляю, что такое буддизм. Потому и "рассуждать" здесь не буду:) просто приведу пару цитат из Толстого, которого, как известно, Церковь отлучила, не за эти цитаты конечно, но они где-то рядом с мотивом отлучения и с мотивом толстовского "буддизма".
Говорят: "То только настоящее бессмертие, при котором удержится моя личность". Да личность моя и есть то, что меня мучает, что мне более всего отвратительно в этом мире, от чего я всею жизнью своей старался избавиться.
ну и одно из моих любимых мест из Войны и мира:
Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий". "Каратаев" - вспомнилось Пьеру. И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. "Постой", - сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. - Вот жизнь, - сказал старичок учитель. "Как это просто и ясно, - подумал Пьер. - Как я мог не знать этого прежде". - В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. - Vous avez compris, mon enfant, - сказал учитель. - Vous avez compris, sacré nom, - закричал голос, и Пьер проснулся.
UPD пытался дать ссылку на одно из писем Толстого, где он даёт объяснение, что именно мучает, но настройки Вашего журнала из-за ссылки помещают комментарий в спам, поэтому ссылку удалил
Буддизм, конечно же, не то, что христианство. Но отношение между ними не вполне ясно. Мне близка мысль Шифферса, что буддизм может быть для людей той цивилизации пропедевтикой к принятию Вести, которая, как Ш. выражался, его "покрывает". Я тоже плохо знаю буддизм. Но хотя бы формальное, структурное сходство между "умиранием для мира" и самоотрицанием в буддизме - явное.
Хотя я плохо (точнее - чуть больше чем ничего) представляю, что такое буддизм.
Потому и "рассуждать" здесь не буду:) просто приведу пару цитат из Толстого, которого, как известно, Церковь отлучила, не за эти цитаты конечно, но они где-то рядом с мотивом отлучения и с мотивом толстовского "буддизма".
Говорят: "То только настоящее бессмертие, при котором удержится моя личность". Да личность моя и есть то, что меня мучает, что мне более всего отвратительно в этом мире, от чего я всею жизнью своей старался избавиться.
ну и одно из моих любимых мест из Войны и мира:
Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это
движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания
божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту
жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий".
"Каратаев" - вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок
учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. "Постой", - сказал
старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся
шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно
сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались
из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля
стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь
к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
- Вот жизнь, - сказал старичок учитель.
"Как это просто и ясно, - подумал Пьер. - Как я мог не знать этого
прежде".
- В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в
наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и
уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он,
Каратаев, вот разлился и исчез. - Vous avez compris, mon enfant,
- сказал учитель.
- Vous avez compris, sacré nom, - закричал голос,
и Пьер проснулся.
UPD
пытался дать ссылку на одно из писем Толстого, где он даёт объяснение, что именно мучает, но настройки Вашего журнала из-за ссылки помещают комментарий в спам, поэтому ссылку удалил
Reply
Я тоже плохо знаю буддизм. Но хотя бы формальное, структурное сходство между "умиранием для мира" и самоотрицанием в буддизме - явное.
Давно не перечитывал "Войну и мир". Пора!
Reply
Leave a comment